Сибирские огни, 1975, №2
реплику и фразу, но при этом старались не замечать, чем он занимается, что он де лает. А между тем характер Егора Подуш кина, как мы видели, раскрывается не столько в тех прибаутках и поговорках, коими пересыпана его речь, сколько в его делах и поступках. И с каких бы позиций ни подходили критики к Егору Подушкину, что бы ни толковали о его «долготерпе нии» и «патриархальности», дела эти слав ны и значительны, как значителен и сам ге рой романа — настоящий труженик и со зидатель, рабочий Человек с большой буквы. II Повесть Е. Носова «Не имей десять руб лей...» заслуживает особого разговора хо тя бы уже потому, что признанный мастер короткого рассказа, по существу, впервые вышел здесь «на большие просторы», по пробовал себя в крупном жанре. И «проба» эта увенчалась успехом. Не касаясь покуда проблематики его новой повести, отметим сразу, что написана она просто превосход но—иного слова и не подберешь. В ней нет ни одной «пустотелой» фразы, ни одной праздношатающейся фигуры; все предметы и лица, описанные автором, настолько ося заемы и видимы, что, кажется, протяни руку и ухватишь любого из них. Вот проследите внимательно, как соби рается на рыбалку герой повести бывший директор завода Федор Андреевич Толку нов, пронаблюдайте, с какой истинно го голевской тщательностью «обряжает» ав тор своего героя и как буквально на наших глазах все предметы и вещи, которыми ге рой пользуется, превращаются в то, что мы привыкли называть «средствами характе ристики» и «приемами типизации». «Федор Андреевич не стал дожидаться, пока вскипит чай, и вышел в переднюю одеваться. Он обулся в старинные свои бурки из белого фетра с отворотами наподобие охот ничьих сапог, фасонно обшитые желтой ко жей. Отвороты эти, если их расправить, доставали до самого заду, но не было та кого случая, чтобы пришлось ими пользо ваться. Однако прежде считалось, что без отворотов бурки уже не бурки, Не было в ни* надлежащей солидности. Обувшись, Федор Андреевич встал, потопал, пошеве лил внутри пальцами, прошелся взад-впе ред: не давят ли где... Поверх свитера по совету Агафьи он надел меховую безру кавку и обвязался старым шарфом, чтоб не просквозило поясницу. Потом вынул из целлофанового мешка старенькую, но лов кую лисью шапку, густо разившую нафта лином. От всей этой одежды, от возни с нею ему сделалось жарко. Он постоял, от дышался и только после этого напялил на себя длиннополое кожаное пальто на тон ком стриженом барашке. Пальто шилось еще в Те давние годы, когда были в ходу острые плечи, придававшие фигуре, по тем понятиям, атлетическую бравость. К бур кам и этому пальто Федор Андреевич зака зал еще и серую смушковую папаху. Она тоже была цела, валялась в старых вещах, и вся эта троица составляла его зимний директорский ансамбль». Кажется, герой экипировал себя полно стью, осталось лишь поднять ворот пальто, надеть перчатки и открыть дверь. Но нет, Е. Носов не торопится двигать сюжет, он еще на несколько минут задерживает ге роя по эту сторону порога. «Уже одетый, с рюкзаком за плечами, Федор Андреевич заглянул в кошелек. На ладонь высыпалась мелочь, что-то копеек восемьдесят. Можно было ехать и с таки ми деньгами — тридцать копеек на автобу се туда, тридцать обратно, и еще остава лось на трамвай. Но с таким кошельком выходить из дому Федор Андреевич не при вык, это все равно что отправляться на машине с пустым баком; и он неуклюже, будто водолаз, протопал в своей хрустя щей, скрипящей экипировке к себе в каби нет и остановился перед книжными полка ми, где у него был заведен тайник с так называемыми «подкожными». И снова следует развернутое, на целых две журнальные страницы описание библи отеки и того, как создавалось это храни лище, как настойчиво и упорно окружал себя герой ненужными ему, в сущности, ценностями; «...Куприн, Вересаев, Лесков, Толстой со всеми своими романами, пись мами и дневниками, Стендаль, Фолкнер, Голсуорси, оба Манна, Гашек и ОТенри, Апулей и Вергилий, многотомная «История России» и энциклопедические справочни ки — толстые, тяжелые, приятные своей новизной, каждое издание в красивых оди наковых переплетах, и он собственноручно расставлял их по полкам, словно каменщик, возводя из этих томов аккуратную стену до самого потолка. Клал с упованием как- нибудь взяться и все перечитать до послед ней книжки». Мы намеренно привели здесь весьма про странные выдержки, потому что в этих страница*—.весь Е. Носов, художник об стоятельный, неторопливый и при всем этом очень доходчивый, легко «усваивае мый». С другой стороны, страницы эти являют собой прекрасный образец береж ного отношения к традициям русской клас сики. Читатель, наверное, без труда найдет в описаниях Е. Носова немало черт и при емов, роднящих его прозу с лучшими образцами «натуральной школы». Е. Носов здесь действительно во многом следует исконно русской литературной традиции, выработанной главным образом под пером Гоголя и Гончарова,— изображать пред метный, «вепшый» ми.р как отражение ду ховной сущности героя. Е1о вряд ли у кого повернется язык сказать, что проза Е. Но сова—рабское, слепое подражание клас сикам. Вроде бы здесь то же неторопливое, дотошное, как у Гоголя и Гончарова, опи сание обстановки и предметов, окружаю щих героя, та же пристальность взгляда, тот же обостренный интерес к подробно стям и мелочам, быта. Однако в «матери альном мире» Е. Носова совершенно от сутствует га «статичность», неподвижность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2