Сибирские огни, 1975, №2
такелажниками и рабочими при лесопилке». Давайте попробуем развернуть этот вы разительный набросок в законченную кар тину, попробуем восстановить хотя бы в общих чертрх историю зарождения, про- цв^ания и упадка «странного поселка». ¿ГМесто для лесоразработок было здесь удобное, план можно было выполнять и перевыполнять шутя. И развернули здесь предприимчивые лесозаготовители бурную деятельность, стараясь как можно больше выдать «кубиков»./И- само собой, первым этапом этой деятельности был оргнабор рабочей силы, которую привлекали щедры ми посулами, обещаниями хорошего зара ботка.^ потянулись сюда со всех концов страны любители «длинного рубля» типа Федора Ипатыча---Бурьянова, крепкие' хо зяйственныемужички, умеющие жить «с умом»/ Такие горы свернут, леса выкорчу ют, вырубят все под корень, дай только им возможность хорошо подзаработать. Толь ко прикинут, сколько все это будет стоить, и спросят: «Платить, начальник, аккордно будешь?» Да что тут попусту фантазиро вать — стоит вспомнить еще раз злосчаст ную «лыковую кампанию», чтобы воочию убедиться, какой именно «контингент» по добрался в этом странном поселке. Все-та- ки какая это удивительно емкая, беспощад ная и язвительная сцена! Люди, начисто уже обобравшие все вокруг, привыкшие только рубить, хватать да тащить, вдруг узнают: оказывается, не все еще обобрано, не все еще взято. Можно еще, оказывается, содрать последнюю шкурку с природы-ма тушки.^И, как по команде, устремляются эти «добытчики» на новый грабеж, и в мгновейие ока производится самый настоя щий разбой^ Таков этот., поселок, обитатели которого смотрят в основном себе под ноги, выиски вая, где еще что плохо лежит, где что еще можно подобрать и урвать. Но повторяем: перед нами не условное «место действия», не символическое «темное царство», а впол не реальный населенный пункт, выросший на почве потребительского, хищнического отношения к природе, которое, как убеди тельно показывает автор, не только обора чивается громадным материальным ущер бом, но и нравственно калечит души чело веческие, заражая их цинизмом и духом стяжательства. И не случайно в качестве «типических фигур» здесь выступают Федор Ипатыч и Яков Прокопыч — личности, в которых во площено все низменное и уродливое, что имеет место в этом «странном поселке». Правда, отметим сразу: в обрисовке этих персонажей автор допустил некоторый пе режим, что особенно сказалось на образе Федора Ипатыча. Б. Васильев, безусловно, поступил в пол ном соответствии со своим замыслом, ре шив вывести в романе антипод Егору По- лушкину — человека с примитивным мыш лением, собственника и стяжателя, лишен ного самых элементарных представлений о долге и порядочности. Если подходить фор мально, с этой задачей автор справился вполне. Федор Ипатыч — фигура, хоть прямо бери и переноси на экран либо на сцену, настолько она зрима и осязаема. Прямо так и видишь, как неторопливо, вразвалочку ходит Федор Ипатыч, как скрипят его густо смазанные дегтем сапо ги, как он сопит и пыхтит, прежде чем вы толкнуть изо рта своим суконным языком мало-мальски членораздельную фразу. Фи гура, одним словом, колоритная и сочная хоть куда. И все-таки есть в этом герое что-то на рочитое, книжное. Уж слишком очевидна в романе функция Федора Ипатыча—быть носителем самых отвратительных мещан ских пороков, уж слишком явно выпирает из него это «олицетворяющее начало». Да, мы воочию видим, как ходит, говорит, же стикулирует.»Федор Ипатыч, но за каждым его движением^1{рТ55тся~лйшь' одна побу дительная причина—жадность, стремление к наживе. По существу, на протяжении все го романа Федор Ипатыч только тем и зани мается, что хапает да тащит, рассуждая при этом, как, с его точки зрения, надле жит «правильно жить>;>у И, конечно же, та кая монотонность в мыслях и в поступках приводит и к односторонности художест венной.^Федор Ипатыч с каждой главой, с каждой сценой все чернеет и чернеет, и в итоге получается образ, нарисованный од ной краской, без полутонов и оттенков^И здесь, безусловно, прав В. Баранов, заме тивший явное нарушение художественной логики в сцене «покаяния» Федора Ипаты ча у постели умирающего Егора* В самом деле, автор настолько усердно мазал дег тем своего Федора Ипатыча на протяже нии всего романа, что попытка под зана вес «отбелить» его кажется просто несо стоятельной^- Более ¡дачной представляется нам фи гура Якова Прокопыча, хотя герой этот тоже весьма однотонен и прямолинеен, как столб. Но такой столб оказался очень кста ти в «странном поселке», он красуется здесь подобно вывеске, он — своего рода достопримечательность данного населенно го пункта. Яков Прокопыч, как и Федор Ипатыч,— персонаж, тоже ясный с первых шагов, с первых своих реплик, выписанный автором без каких-либо хитростей и тонкостей. Пе ред нами — одно из печальных и, увы, да леко не новых «явлений» нашей хозяйст венной жизни, порожденное порочной практикой перебрасывать с места на место несправившихся руководителей. Однако роль Якова Прокопыча в романе отнюдь не развлекательная, потому что через этот образ, через комические сценки с его уча стием еще сильнее ощущаешь трагическую обреченность Егора Полушкина, еще явст веннее видишь пропасть, лежащую между главным героем и житадями «странного поселка». И, с этой точки зрения, Яков Прокопыч столь же уместен и необходим в романе, как, допустим, необходима в драме «Гроза» какая-нибудь странница Феклуша... Роман Б. Васильева, как нетрудно заме тить, весь соткан из контрастов, весь на- которук^ сыщен противоположностями, антиподами,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2