Сибирские огни, 1975, №2
Такие поступки, как нам думается, коро бят не только читателей, но и самих авто ров. Однако перед нами как раз те самые случаи, когда автор не властен над своим героем, когда герой действует не по умо зрительной логике внутреннего развития характера, а по логике самой жизни. К та кому роду «нелогичных» поступков отно сится и решение Егора не выдавать Федора Ипатыча. Автор, наверное бы, тоже очень хотел, чтобы герой его отомстил своим убийцам, но, как он пишет, ему всегда и всюду чудился Егор, который смотрит «светлыми, как родное небо, глазами, и нет во взгляде его ни осуждения ни порица ния, ни гнева: несогласие есть». И этот Егор поступает сообразно складу своей на туры, своим убеждениям, этот человек ни когда не станет действовать по принципу «крови жажду». Герой Б. Васильева при-, надлежит к тому редкому типу людей, ко-! ромный поток информации, художник мо жет лишь с помощью одной детали, одного беглого, на первый взгляд, замечания объ яснить любое сложное явление с исчерпы вающей полнотой. Вот и посмотрим теперь, нет ли у Б. Ва сильева таких «подробностей», проливаю щих свет на социальный облик описываемо го им поселка. Но сначала вспомним, как восприняли этот поселок критики. <Все бе ды Егора, вся драма его — от того лесно го поселка,— пишет И. Дедков.— Этот по селок — диавольское место. Он населен грубыми и жестокими людьми. Лиц мы не видим, это темная множественность, она улюлюкает, издевается и стяжает. Тут да же дети испорчены, и светел среди них лишь Колька Полушкин». Здесь все подмечено правильно, абсолют но правильно. Да, и люди в поселке подо брались все как один ухватистые, прижи- торые готовы и способны защитить кого»?/ мистые, «добытчики», и тяга к накопитель угодно, кроме самих себя. Такие люди мо гут нам не нравиться, мы можем не прини мать их «жертвенной» морали, но они есть, и одним из них является Егор Полушкин, с его глубоким убеждением», “что «злоба злй- бу плодит... от добра добро родится». И ка кие бы контрдоводы мы ни приводили про тив этой сентенции, Егора нам не пере убедить. Но для нас в конечном счете важна не эта мораль, которая автором отнюдь не поддерживается и не проповедуется. Важ но, что сам Егор Полушкин как личность ству здесь повышенная, и вообще дух стя жательства здесь укоренился надолго и прочно. Только странного в том, на наш взгляд, ничего нет. Такой поселок имеет все права на существование как на геогра фической карте, так и в литературном про изведении. Причем перед нами вовсе не тот случай, когда автор прибегает к условно сти, резко противопоставляя два начала, одно из которых — «светлое» — вопло щено в образе главного героя, а другое —- — «темное» — представлено средой, этого героя окружающей. Заметим тут в скобках, выше, значительнее этой морали—переп-^ что подобного рода условность вполне до нами человек, сумевший распрямиться, су мевший выйти из состояния вечной унижен ности и совершить героический поступок. Итак, будем считать, что вопрос с глав ным героем более-менее ясен. Обратимся теперь к среде, в которой герой пребыва ет. Известно, что среде, производственной и бытовой обстановке, окружающей лите ратурного героя, критика придает значе ние чрезвычайное. И упаси бог писателя пренебречь «средой», очертить ее бегло и скупо—сразу камнепадом посыплются уп реки, что-де автор односторонне подходит к жизни, что герои его действуют на «без людном фоне», живут не на грешной земле, а в некоем «безвоздушном пространстве». Вообще сознание наших критиков в по следнее время настолько «просоциологизи- ровалось» (Б. Анашенков), что чуть не в каждом художественном произведении они хотят видеть фундаментальное исследова ние той или иной социальной среды, той или иной сферы жизни. Требование в прин ципе вполне законное. Вспомним, что и классики марксизма, и представители рево люционно-демократической критики стреми лись увидеть в художественном произведе нии прежде всего точно воспроизведенную картину жизни общества, взятого в опреде ленный исторический период... Только почему-то наши критики забыва ют порой, что исследование социальное и исследование художественное суть вещи совершенно различные, что в отличие от социолога, которому для решения намечен- пустима в художественной литературе, и уже по этой причине критикам романа «Не стреляйте в белых лебедей» следовало бы хорошенько поразмыслить, прежде чем по дозревать автора в «очернении» и «сгуще нии красок». Однако же в романе Б. Васильева есть такие «детали» и «подробности», которые позволяют нам с полным основанием ут верждать, что факт существования «стран ного поселка», населенного по преимущест ву жадными хорями, есть не литературная условность, но горькая реальность. Вчита емся-ка повнимательнее вот в эти строки: «Федор Бурьянов сюда за рублем приехал; тогда еще, когда здесь леса шумели — краю не видать. В ту пору нужда была, и валили этот лес со смаком, с грохотом, с прогрессивкой. Поселок построили, электричество под вели, водопровод наладили. А как ветку от железной дороги дотянули, так и лес кру гом кончился. Бытье, так сказать, на дан ном этапе обогнало чье-то сознание, поро див комфортабельный, но никому уже не нужный поселок среди чахлых остатков некогда звонкого краснолесья. Последний массив вокруг Черного озера областные организации с превеликим трудом сумели объявить водоохранным, и работа заглох ла. А поскольку перевалочная база с лесо пилкой, построенной по последнему слову техники, при поселке уже существовала, то лес сюда стали теперь возить специально. Возили, сгружали и снова грузили, и вче- ной проблемы необходимо обработать ог- ^рашние лесорубы заделались грузчиками,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2