Сибирские огни, 1975, №2
Еюр помолчал, поразмыслил. Неделю бы назад он за такое предложение горло бы свое надсадил, заявляя, что и порядок бу дет, и работа, и все что положено. А сей час—странное дело! —сейчас вроде бы и не очень обрадовался. Нет, обрадовался, конечно, но радости своей не высказал, а спокойно обдумал все, взвесил и сказал, как солидный мужик: — Порядок будет полный». Обратите внимание: Егор здесь не бла жит, не впадает в телячий восторг, как то бы следовало ожидать от «естественного человека»; наоборот, услышав от лесниче го официальное предложение стать его по мощником, Егор трезво все взвешивает, об стоятельно обдумывает и лишь затем по- мужски твердо говорит: «Порядок будет полный». Но перед нами отнюдь не акт чудодейст венного перерождения. За те считанные сутки, что провел Егор в компании с Юри ем Петровичем, он никак не смог бы пере родиться. Просто понял за это время Егор, что есть люди одинакового с ним взгляда, одинакового мироощущения, одинакового отношения к природе. Впервые за все го ды своего прозябания в леспромхозовском поселке нашел Егор союзника, единомыш ленника—вот почему он сразу «выпрямил ся». Таким людям, как Егор, достаточно малой опоры, достаточно почувствовать ря дом плечо настоящего друга, чтобы силы их удвоились, чтобы они сразу же воспря нули духом... И Егор Полушкин действительно воспря нул духом, и воспрянул настолько, что, увы, переоценил свои силы и возможности. «Порядок будет полный»,—твердо сказал он Юрию Петровичу, но слова эти прозву чали в романе и как предвестие трагиче ских событий. д Да, мы не сомневаемся: Егор действи тельно наведет порядок в лесу, не допустит Æ и малейшего надругательства над приро- ,ой, ни одного деревца, ни одной птахи не даст в обиду. Но мы прекрасно знаем и . другое: в самом-то поселке ничего не изме нилось, и люди здесь остались те же, в ''большинстве своем жадные хапуги, привык шие безнаказанно рубить, ломать и тащить иДлесу все, что в нем еще осталось. Им, конечно же, не по нраву придется истовая добросовестность и щепетильность нового лесника. Если раньше они попросту могли избавиться от Егора, выгнать его из брига- ды\ оскорбить и даже поколотить, то те перь он сам над ними власть, «лицо офи циальное», облеченное правами и пол номочиями. Вот почему, начиная с 18-й главы, где описывается, как Егор стал лесником, в ро мане возникает ощущение неизбежности трагических столкновений. И это ощущение не покидает нас, даже когда читаешь стра ницы, где с юмором рассказывается о по ездке Егора в Москву, о его выступлении в Министерстве, о его визите к бывшей жене Юрия Петровича. Беспечен, счастлив здесь Егор. Точно школьник во время каникул, наслаждается он коротким отдыхом, воз можностью побродить по зоопарку, посмот реть на диковинных зверей и птиц... Однако, как ни хороша Москва, как ни приятно провести в ней время, а Егору нужно возвращаться домой, в этот мрач ный, нелюдимый поселок, который лишь на время притаился, сделал видимость, будто смирился с новыми порядками, введенными Егором на своем участке. Но «смирение» это—хитрость затаившегося зверя, выжи дающего момент для нападения. И такой момент вскоре наступает... Нет нужды передавать здесь сцену дикой расправы над Егором. Немного, скажем прямо, найдем мы в сегодняшней литерату ре таких сцен, исполненных на самой высо кой трагической ноте. Хочется подчеркнуть лишь одно обстоятельство: сцена гибели героя потому и потрясает, что перед нами не просто какая-то случайно завязанная драка, коими изобилует наша современная беллетристика, но именно схватка не на живот, а на смерть, где столкнулись лицом к лицу два принципа жизни. В известном смысле сцена'эта символическая: не только белых лебедей защищал Егор Полушкин, смело вступивший в поединок с вооружен ными браконьерами,—он защищал свою мораль, свои убеждения, свое право быть хозяином и созидателем на этой земле. И погиб как боец, не отступил, не дрогнул, бился, пока не истек кровью... Критика, в общем-то, воздала должное мужеству и стойкости героя романа. Даже самые последовательные разоблачители Егора Полушкина, увидевшие в нем преж де всего «страстотерпца» и «чудика», не ос мелились здесь бросить в него камень, вы нуждены были признать, что поведение Егора в финале романа граничит с героиз мом. Однако они никак не могли взять в толк, почему это Егор, принявший гибель из-за каких-то лебедей, отказался назвать следователю своих убийц. И снова последо вал град упреков: такого, мол, не может быть, этот поступок-де никак не вяжется с внутренней логикой развития характера героя. Наиболее определенно высказался на сей счет В. Баранбв, полагающий, что финаль ная сцена романа, где Егор прощает Федо ра Ипатыча, есть «тяжкий удар герою» со стороны автора. Обвинения по меньшей ме ре странные, ибо если встать на точку зре ния В. Баранова, то можно зафиксировать немало подобного рода «тяжких ударов», которые наносили своим героям авторы классических произведений. Вспомним хотя бы такой факт. Пьер Бе зухов вполне достойно ведет себя во вре мя ссоры и дуэли с Долоховым. Но этот же самый Пьер позорно струсил, когда по лучил вызов от Анатоля Курагина, до того струсил, что поспешил откупиться от него деньгами. Еще более странно поступает шолоховская Аксинья. Она всей душой .¡по бит Григория Мелехова, переживает целую драму, когда Григорий узнает о ее связи с Листницким и порывает с ней. Однако ни любовь к Григорию, ни пережитая траге дия разлуки не помешали Аксинье спустя какое-то время, при случайной встрече с Листницким, снова вступить с ним в связь...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2