Сибирские огни, 1975, №2
его высокой сознательности, от его твердых нравственно-этических убеждений, от кото рых он не отказывается ни при каких об стоятельствах. Позвольте, возразят нам здесь, но где же была эта «высокая созна тельность» Егора Полушкина, когда «тури сты» сожгли на его глазах муравейник?.. Что ж, тут, как говорится, из песни слова не выкинешь: Егор действительно ведет себя не лучшим образом, позволяя «туристам» бес чинствовать и пьянствуя вместе с ними. И, казалось бы, мы имеем полное основание бросить здесь упрек автору, обвинить его в непоследовательности. Почему это Егор, пожертвовавший некогда местом работы ради спасения одной муравьиной кочки, дал спалить у себя на глазах целый «му равьиный город»? Ведь по логике герой должен был бы воспрепятствовать дикой выходке «туристов». Но, увы, в том-то и дело, что, кроме логик художественных, кроме всякого рода «внутренних законо мерностей», по которым развивается харак тер героя, есть еще и логика самой жизни, диктующая свои жесткие условия. В том- то и секрет, что в данном случае «реальные жизненные обстоятельства» поставили не счастного Полушкина в положение истин- йо драматическое. Да, Егор стал свидетелем и даже пособ ником варварского надругательства над природой (дал «туристам» бензину), но предотвратить это бесчинство не смог. Не смог потому, что в данную минуту нахо дился «при исполнении обязанностей», был приставлен к «туристам» в качестве обслу живающего персонала да еще предвари тельно получил от своего начальника Яко ва Прокопыча строгий наказ во всем «това рищам отдыхающим» угождать. И ослу шаться этого приказа Егор не осмелился, потому как служебная дисциплина для не го также дело святое... Но вот здесь уже следует поставить ми нус автору, не сумевшему извлечь из этой остродраматической ситуации должного ху дожественного эффекта, создавшего вместо драмы довольно-таки примитивный фарс,— иначе и не назовешь сцену пляски подвы пившего Егора у костра. Но как бы то ни было, а даже в таком сомнительном виде сцена эта весьма знаменательна и даже не обходима в романе. Собственно, данным эпизодом автор показывает, что герой его человек далеко не святой, могущий и ос тупиться, и даже низко пасть. Жизнь пре- подносит Егору тяжелое испытание, но'ис пытание это герой выдерживает. Низко пав, он находит в себе силы подняться; полу чив суровое наказание по служебной линии, он жестоко казнит себя сам, и казнит столь беспощадно, что мыпонимаем: отныне Егор никогда не продастся за стакан водки, тем более не позволит творить безобразия на его глазах. И, думается, эта способность давать нелицеприятные оценки своим дей ствиям, извлекать уроки из своих проступ ков также является одним из существен ных «показателей» характера Егора По лушкина, свидетельствующих и о его высо*/ ком уровне сознания, и о его нравствен-' ном здоровье. Недаром учительница Нонна Юрьевна называет Егора настоящим «ин теллигентом», подразумевая под «интелли гентностью» все то светлое и доброе, что заложено в Полушкине самой природой. В свете всего сказанного большой натяж кой представляется нам и утверждение В. Баранова, будто где-то с середины ро мана Егор начинает расти в наших глазах, превращаясь из «старшего сыночка» приро ды в человека, «включающегося в развет вленную систему общественных связей». «В движении Полушкина пЬ этому пути, —продолжает далее критик,—немалую роль сыграл лесничий Юрий Петрович. Именно в разговоре с ним Егор испытал потребность не только выразить свой взгляд на вещи, но и активно противопо ставить его мнению другого человека. От вечая на реплику Юрия Петровича, что, дескать, естественно, когда люди покидают свое место в поисках более интересной ра боты, Егор говорит: «Значит, коль естест венно, то и ладно, так выходит? Не соглас ный я с вами. Всякое место, оно все равно наше, общее то есть... Лес да река, поля да облака. Чьи они? Старые люди толкуют: божьи. А я так мыслю, что если бога нет, то они мои. А мои, стало быть, береги свое- то. Не допускай разору: твоя земля. Ува жай. Вот». А дальше в Егоре происходят изменения еще более существенные. Он ут верждает свою правоту уже не словом, а делом». Да, полноте, никаких таких «существен ных изменений» в Егоре не происходит. И говорит и действует здесь все тот же Егор Полушкин, человек, который всегда привык «утверждать свою правоту» именно делом, а не словом, о чем красноречиво свидетель ствуют приведенные нами выше эпизоды (к ним можно прибавить еще главу, где Егор, не страшась ссоры с шабашниками, берется почти бесплатно отремонтировать домишко Нонны Юрьевны). Вся разница лишь в том, что Егор наконец-то услышан и понят. Наконец-то нашелся дельный ру ководитель, сумевший увидеть в Егоре та, чего не замечали его предыдущие «шефы». Юрию Петровичу достаточно было лишь провести с £гором несколько суток, чтобы убедиться; вот человек, созданный как бы самой природой для того, чтобы быть ее верным слугой и охранителем, человек, в котором чувство прекрасного и осознание своего долга, художественное вйдение ми ра и разумность сочетаются в редкостном гармоническом единстве. Егора вовсе не нужйо было ни «просвещать», ни «перевос питывать», чтобы доверить ему ответствен ный пост лесника. Просто нужно было от крыть в нем эти драгоценнейшие качества, которые не проявлены были в полной мере лишь по вине тех, под чье начало Егор по падал. Весьма показательна в романе сцен ка, когда Юрий Петрович предлагает Его ру должность лесника. «— Егор Савельич, что если я вам этот лес поручу? — А как же свояк? Федор Ипатыч? Жук ваш Ипатыч. Жук и прохвост: сами видели. Ну, а если по совести? Если лесником вас—будет порядок?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2