Сибирские огни, 1975, №2
суждений его критиков. То есть придется последовательно останавливаться на каж дом пункте обвинений, выдвинутых против Егора Подушкина, и смотреть, насколько соответствует данное обвинение тому, что мыимеем в самом романе. Первое, на что сразу обратили внимание критики,—социальное происхождение ге роя. Кто он такой, Егор Полушкнн, из ка ких слоев вышел, в каких условиях форми ровался его характер? И сразу возникли недоумения. «Прошлой деревенской жизни как не бывало,—пишет И. Дедков,—по во ле писателя Егор ее не помнит, не вспоми нает, хотя корниего, начало—там, позади». «Нам понятно, чем вызвано движение ха рактера Егора, но неясно, что за условия, что за реальные жизненные обстоятельства сформировали его таким, каким мы узнали его вначале»,—вторят И. Дедкову редак торы «ЛО». В самом деле, «прочерк» в биографии ге роя здесь «налицо», нам остаётся только гадать, где родился Егор, что собою пред ставляла деревня, в которой он вырос, как он там трудился, много ли зарабатывал... Однако мы никак не можем взять в толк: почему это герой должен появляться на страницах произведения непременно с полным «личным делом»? Писателю вовсе не обязательно для выяснения «истоков» и «корней» характера героя рыться в его би ографии. Истинному художнику вполне до статочно воспроизвести с максимальнойточ ностью манеру поведения, образ мышления, склад речи героя, чтобы читателю и без ан кетных данных было ясно, откуда взялся этот человек, что определило и сформиро вало его характер. Именно так и представляет нам своего героя Б, Васильев. Уже в первых главах романа вполне отчетливо обозначается со циальная принадлежность Егора. Перед на ми—типичный сельский житель, выходец из среднерусской полосы, человек с истин но крестьянской психологией. И так ли уж важно знать, как называлась деревня, от куда он приехал, как он там трудился, ла дил ли с начальством и дружно ли жил с соседями. Так ли уж здесь обязательны все эти «реальные жизненные обстоятельства», если мы сразу видим в Егоре человека, с детства проникшегося сыновней почтитель ностью к природе-кормилице, тонко чувст вующего и понимающего всю ее мудрую диалектику и целесообразность. Здесь, видимо, самое время обратиться к эпизоду с муравьиной кочкой, тому самому эпизоду, который вызвал столько саркасти ческих замечаний и иронических усмешек у критиков. Те, кто читал роман Б. Василье ва, вероятно, хорошо помнят, как однажды Егору дали задание вырыть канаву, и он с присущим ему усердием принялся за ра боту. К вечеру канава была готова, но явившийся принимать работу прораб при шел в ужас, «потому что ровная, в нитку траншея делала вокруг ничем не примеча тельной кочки аккуратную петлю и снова бежала дальше, прямая, как стрела. Не ве ря собственным глазам, прораб долго смот рел на загадочную петлю и не менее зага дочную кочку, а потом потыкал в нее паль цем и спросил почти шепотом: — Это что? —Мураши,—пояснил Егор. — Какие мураши? — Такие, это... Рыжие. Семейство, стало быть. Хозяйство у них, детишки. А в коч ке, стало быть, дом. — Дом, значит? — Вот я, стало быть, как углядел, так и подумал... — Подумал, значит? Егор не уловил ставшего уже зловещим рефрена. Он был очень горд справедливо заслуженной похвалой и собственной ини циативой, которая позволила в неприкосно венности сохранить муравейник, случайно попавший в колею коммунального строи тельства. И поэтому разъяснил с воодушев лением: — Чего же зорить-то? Лучше я кругом окопаю...» Да, конечно, чудачество здесь налицо. Но вот что странно. Мы почему-то всегда сни сходим к какому-нибудь ученому мужу, ко торый вечно теряет калоши или надевает на голову вместо шляпы картонную короб ку; подобного рода курьезы даже как-то возвышают в наших глазах рассеянного ученого мужа, ибо мы понимаем—это че ловек, углубленный в себя, отрешенный от всех житейских мелочей, постоянно думаю щий о сложных проблемах. Но разве не мо жет быть таким чудаком в хорошем смыс ле слова простой рабочий человек? И разве это резонно презрительно называть «чуди ком» человека, который именно на деле*до казывает свое сыновье отношение к приро де, который глубоко убежден, что никто не имеет права творить насилие над безза щитным животным миром? Тут, думаем, не нужно строить никаких концепций, чтобы понять, что эта «сердобольность» Егора Полушкина есть проявление высокого гума низма со стороны простого труженика, осо знающего не только свою кровную связь с природой, но и свою личную ответствен ность за сохранение всех ее богатств. И с этой точки зрения вовсе не пьяным бредом кажутся Егоровы речи, когда он говорит «туристам»: «Страдает человек. Сильно страдает, мил дружки вы мои хорошие. А почему? Потому сиротиночки мы: с зем- лей-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислонить ся не к чему, и освежиться нечем». Критика же, не вникнув толком ни в смысл Егоровых рассуждений, ни в истин ные мотивы его «чудачеств», поспешила на весить на цего ярлык: Егор Полушкин-де, каким он предстает в первой части романа, есть самый натуральный «естественный че ловек», этакое неразумное, дремучее «дитя природы». Правда, в дальнейшем, дескать, Егор Полушкин, получив должность лесни ка, став «лицом официальным», начал пре ображаться, превращаться в «человека об щественного». Именно так трактует главно го героя уже упомянутый нами В. Баранов. «В образе Егора Полушкина,—пишет он,— Б. Васильев сделал попытку как бы «в ежа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2