Сибирские огни, 1975, №2
«Литературного обозрения»'. Судьба, ска жем прямо, завидная, если учесть, что на подавляющее большинство произведений современной литературы критика отклика ется одной-двумя рецензиями, а многие ро маны и повести вообще остаются вне ее по ля зрения. Однако всеобщий интерес, вы званный романом Б. Васильева как в крити ке, так и среди массового читателя, пред ставляется фактом вполне закономерным. Ибо интерес этот порожден не какими-то пикантными проблемами-однодневками, не спекуляцией на модных «злобах дня», а тем громадным социально-психологическим за рядом, который заложен в самом замысле произведения, в его конфликте и—в его трагической развязке. Признаться, было бы весьма заманчивым начать разговор о романе Б. Васильева по порядку, а именно: сделать, как то подоба ет в критике, обширное вступление, соотне ся данное произведение автора с другими его сочинениями, засим, обозначив его про блематику и идейную нацеленность, не спешно приступить к выяснению, насколько удачно реализуется авторский замысел в образах героев, насколько эти образы есте ственны, убедительны в своих мыслях и по ступках... Но, увы, не получится у нас на сей раз такого разбора «по плану», да и не к чему это делать, потому что роман Б. Ва сильева уже основательно разобран и про анализирован, выявлены уже все его силь ные и ущербные стороны, к героям на прочь приклеены ярлыки, с которыми они гуляют из статьи в статью, и есть даже за ключение—слово от редакции «Литератур ного обозрения», носящее характер при говора, который окончателен и обжалова нию не подлежит. «По нашему мнению,—пишут редакторы «ЛО»,—сам роман «Не стреляйте в белых лебедей»—произведение интересное, отме ченное печатью таланта, но внутренне про тиворечивое. Оно не обладает той эстетиче ской, художественной цельностью, которой отличались повести Б. Васильева, где за мысел нашел оригинальное воплощение в соответствующей стилевой форме». Казалось бы, после таких авторитетных суждений, когда поставлены все точки над _«и», когда произведение взвешено на крити ческих весах и по частям, и «в целом», ка залось бы, нет теперь никакого смысла сно ва к нему возвращаться, затевать споры и дискуссии «по второму кругу». Но... чудит ся нам: взывает к справедливости Егор По- лушкин, несчастный, трагически погибший герой романа «Не стреляйте в белых лебе дей», которого критика даже посмертно не1 1 Н азвание наш ей статьи в какой-то с т е пени навеяно этой ди ск у сси ей . Так, Л. Ува рова — одна и з нем н оги х защ итниц романа «Не стреляй те в белы х л ебедей » — сп р авед ливо зам етил а, что главны й герой его Егор Полушкин напом ин ает многими чертами турген евск ого Калиныча. Но почему-то эту очень верную мы сль не сочл а нужным р а з вить дальш е. В едь в р ом ан е Б. Васильева есть не только свой Калиныч, но и свой Хорь — в лице другого героя, Ф едора Ипаты- ча Б урьянова И у ж е и з этой расстановки дей ствую щ и х лиц видно, что за конф ликт полож ен в осн ову ром ана. захотела признать настоящим человеком, окрестив его разными непочтительными эпитетами—«страстотерпец», «непротив ленец», «чудик» и проч. и проч. Произошел своего рода парадокс. Автор, рассказав нам историю жизни и смерти Егора Полушкина, сделал все, чтобы мы увидели в его герое человека высокого гражданского долга, исключительной поря дочности и нравственной чистоты. Однако, когда жизнь Егора Полушкина была рас сказана, большинство критиков увидело в ней не историю трагической гибели честно го, преданного своему делу человека, но некое «житие» со всеми вытекающими из него сентенциями, как-то: проповедь непро тивления, призыв к всепрощению, абстракт ный гуманизм и т. п. Впрочем, предоставим здесь слово самим критикам. «М. Горький говорил когда-то, что чуда ки украшают землю. Егор скорее не чудак, а, как выражается современная молодежь, «чудик», своего рода белая ворона (чего стоит сцена, когда он, роя канаву, тщатель но огибает муравейник!)» (В. Баранов. «Развитие или хождение по кругу?»—«Ли тературное обозрение», 1973, № 12). «Из бранная автором модель (именно модель, а не характер), повинуясь расхожей логике, как бы внушает читателю: совесть—это хорошо, ум и образованность сомнительны; все, что от природы,—благо, от цивилиза ции—зло» (В. Кардин. «О лебедях и «ле бедушках».—«Новый мир», 1974, № 2). «...Сперва Егор предстает перед нами как воплощение некой стихийной, натуральной, «доброй совести и совестливой доброты», причем воплощение, заостренное чертами условной, заранее предписанной автором на ивности, неприспособленности до фигуры человека чуть ли «не от мира сего» (редак ционная статья «Литературного обозрения», 1973, № 12). «Это странный роман, потому что, помимо Егора, в нем, в сущности, нет никого. Мрачные субъекты Черепок и Филя, некий Яков Прокопыч, «туристы» едва обо значены, их судьбы, их бытие автора не за нимают: они лишь учерняют обступающую /Егора жизнь» (И. Дедков. «Сказание о Егоре Бедоносце».—«Литературное обозре ние», 1973, № 11). Мы привели самые характерные выдерж ки из многочисленных статей, посвященных роману Б. Васильева. Как нетрудно заклю чить, авторов этих статей не устраивает два, в основном, положения. Первое—не понятные, с их точки зрения, «выходки» Егора Полушкина, в которых им видится некое «стихийное» начало, в которых герой предстает человеком «не от мира сего», «чу диком», «блаженненьким». Второе—слиш ком густая атмосфера человеческой подло сти и мерзости, окружающая героя: как это так могло, дескать, случиться, что ка кой-то «чудик» оказался едва ли не един ственной светлой личностью в большом лес- промхозовском поселке? Все эти претензии и обязывают нас при держиваться совершенно иного порядка при разборе романа Б. Васильева. Нам придется следовать не столько логике раз вития характера героя, сколько логике рас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2