Сибирские огни, 1975, №2
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Владимир Шапошников ХОРИ И КАЛИНЫЧИ XX ВЕКА Бессмертные литературные герои потому и бессмертны, что их образы, войдя в наше сознание, не оседают там мертвым грузом. Дон-Кихот, Гамлет, Онегин, Базаров пото му и являются вечными спутниками чело вечества, что они постоянно вовлечены «в оборот» нашей духовной жизни, помогают нам проникнуть в глубь сложных социаль но-психологических явлений. В то же вре мя герои эти обладают удивительным свой ством: принадлежа своей эпохе, оставаясь самими собой, они с течением времени как бы обогащаются новыми чертами, застав ляя каждое новое поколение пересматри вать в чем-то сложившиеся о них традици онные представления. Это стремление великих литературных персонажей к «обновлению» подметил еще И. А. Гончаров. «Общечеловеческие образ цы,—•писал он в статье «Мильон терзаний», —конечно, остаются всегда, хотя и те пре вращаются в неузнаваемые от временных пе ремен типы, так что. на смену старому, ху дожникам иногда приходится обновлять, по прошествии долгих периодов, явившие ся уже когда-то в образах основные черты нравов и вообще людской натуры, обле кая их в новую плоть и кровь в духе свое го времени». Однако облечение «в новую плоть и кровь» известного литературного персона жа происходит также сообразно с потреб ностями эпохи. Время само избирает, кого из литературных героев надлежит выта щить, по выражению того же Гончарова, из «тумана старины», кому из них следует придать черты живого современного типа. Вот такое второе рождение, как нам ка жется, переживают сейчас два тургенев ских героя, чьи имена мывынесли в заголо вок этой статьи. И чтобы сразу было яс но, чем именно эти герои «созвучны» наше му времени, вспомним, как характеризовал их сам Тургенев. «Хорь был человек поло- жительный, практический, административ ная голова, рационалист; Калиныч, напро тив, принадлежал к числу идеалистов, ро мантиков, людей восторженных и мечта тельных». Как видим, писатель вывел в ли це домовитого Хоря и бессребреника Кали- ныча людей, являющих собой как бы два различных мировосприятия, два различных образа жизни и образа мышления. Такие люди-антиподы встречаются и в наши дни. Только современные Хорн и Ка- линычи много сложнее тургеневских патри архальных мужичков, сложнее складывают ся и взаимоотношения между ними. Если герои Тургенева мирно сосуществовали в пределах одной барской вотчины, дружили и ходили друг к другу в гости, то Хори и Калинычи наших дней зачастую вступают между собой в непримиримый конфликт. В чем же состоит природа этого конфликта? Где кроются .его корни и первопричины? Почему именно в наши дни столкновение этих двух начал—«рационализма» и «иде ализма», голого расчета и бескорыстия— получает столь громкий резонанс? Чтобы ответить на все эти вопросы, об ратимся к двум произведениям современ ной прозы, в которых данный конфликт об рел, как нам думается, наиболее полное выражение. Роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» принадлежит к числу не многих произведений 1973 года, которые прошли по всем критическим инстанциям. Сразу же при своем появлении в печати о нем был написан добрый десяток рецензий, затем роман этот фигурировал в солидных «проблемных» статьях, и, наконец, вокруг него развернулась дискуссия на страницах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2