Сибирские огни, 1975, №2
бекон, бобы и кофе; но мы без сожаления переходили от хорошего хлеба к хлебу с отрубями, от сахара — к дешевой патоке, от кофе или чая — к кипятку. Выгнать нас из радомского гнезда на заработки мог только полный голод. И тогда мы шли к вокзалу, в лучшем платье, неся скрип ку и легкий саквояж, шли через поселок, рука об руку, и радомцы ве рили, что мы отправляемся к кому-то в гости, прискучив деревенской жизнью. Наружно все держалось благополучно. Я пак и прежде полу чала газету «Революшн», теперь бесплатно; добрая госпожа Стантон, издательница газеты, не мне одной посылала ее от своих щедрот. Мы удалялись из Радома веселые, будто в заговоре, легкие от скрытого голода, а возвращались с покупками, случалось, что Турчин мог и угос тить встречного сигаретой виргинского табака. Даже и Тадеуш Драм не знал, когда у нас кончалось мясо, когда мы переходили на хлеб с бо бами, а потом и на один хлеб с горячей радомекой водицей. Вы спросите, отчего же радомцы не приходили к нам на помощь? Они задолжали Турчину и помнили об этом; бедняк держит в голове даже и малые долги. Я их не виню; дорогу им преградил сам Турчин. Шли годы, и ложь ксендза о генерале, ж и в у щ е м п о д а я н и я м и б л а г о т в о р и т е л ь н о с т и , не умерла, она повторяется и теперь. Я не успела похоронить Турчина, как прочла и о себе в «Чикаго рекорд», что живу ф а к т и ч е с к и т о л ь к о на б л а г о т в о р и т е л ь н ы е средства. Вскоре после отъезда из Радома пана Теодора Турчин прочел те же слова о себе, и не в «Католической газете», а в серьезной, в «Сент- Луис Диспатч». Вы узнали Турчина и можете себе представить, как он встретил своих должников, явившихся к нам с долларами. Ничто не по могало, ни мольбы Христины Ковальской, ни ругань Дудзика, ни угово ры Михальского. Кто-то прислал 15 долларов по почте, Турчин отказал ся получить, назвав их ловушкой, нечистыми деньгами. Судите нас жи тейским, скорым судом; он не разбудит сердце запоздалым сожалением; мы сами выбрали свою жизнь, пусть и другие, совестливые люди, поста раются нас понять. Исключений не было ни для богатой Элизабет Го вард, ни для щедрого Джонстона, ни для Фергусов, ни для Тадеуша Драма; и вот что я Вам скажу, а Вы постарайтесь сдержать улыбку,— деньги, сословия разделяли этих хороших людей, а мы, когда им слу чалось бывать с нами, уравнивали и делали возможным их брат ство. Разве это не лучше хорошего ломтя бекона или праздничной индейки! Вы видели Драма на похоронах. Он умеет носить свое единственное платье, умеет беречь его, но он такой же бедняк, как и мы. Вот как это случилось: запомните и это, быть может, через его поступок Вы лучше поймете и нас. В 75 лет Турчин потребовал пенсии; он писал, что рассчи тывал отправиться к праотцам прежде, чем ему откажут силы, но судьба сыграла с ним злую шутку, а отец с матерью, не зная бережливой эко номности республики, снабдили его слишком крепким сердцем. Просьбу Турчина отклонили. Только два года спустя, благодаря настояниям двух сенаторов, конгресс принял частное постановление о выплате Тур чину пенсии в 50 долларов. Это было при Вас, Вы знаете, что конгресс имел у генерала не больше успеха, чем Ковальская или Мацей Дудзик. Но, когда конгресс отвернулся от Турчина, Тадеуш Драм бросил им в лицо и свою пенсию, написав, что отказывается брать ее от тех, кто от толкнул 75-летнего героя войны. Ум практический, обыденный осудит и его, посоветует лучше поделить свою пенсию на двоих, сохранить не рос кошь, а хлеб,—но не таким ли мужеством держится мир! Быть может, и Вы подумаете: как нескладно прошла их жизнь. Тогда и Вы не поняли нашего существования, и Турчин ошибся в Вас. Мы са ми сложили свою жизнь, и не только в молодости, когда это под силу многим, но и взяв в руки палку для облегчения ходьбы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2