Сибирские огни, 1975, №2

Однажды ксендз постучался к нам, как только в Дом вошел Тадеуш. Извинившись за незваный приход, он сказал, что рад видеть пана-учи- теля, у него дело и к пану Тадеушу и к пану генералу — л а т р о н у Ра- дома. Пора строить школу. Церкви люб всякий добрый прихожанин, даже и неграмотный мужик, но обученный грамоте выше прославит имя и дело господне. Некоторую сумму даст на школу и епархия, а если за ­ ложить духовную семинарию, епархия отпустит много денег... — В Радоме будет светская школа,— прервал его Драм.— Турчин подарил сорок акров под школу, скоро прибудет строительный лес. Турчин вмешался в разговор, чтобы не скрылась за спину рука дающего. — Если епархия даст хоть четвертую часть на школу, мы покроем крышу железом. Прошу вас, садитесь. Гирык сел, не глядя по сторонам, словно опечаленный. — Как может Радом помышлять о семинарии, не имея даже и пле- бании,—сказал он озабоченно.— Бездомные ксендзы уходят; и слуге господа нужна крыша над головой. — Славные люди ушли, — подтвердил Турчин,—Прихожане оста­ лись, а пастыри ушли. — Я не уйду.—Он провел границу между слабыми в вере пастыря­ ми и собой.— У вас пустует казарма, генерал. Радом вырос, трактирщик Миндак открыл дом для приезжих с де­ шевыми комнатами и пансионом. — Берите! — воскликнул Турчин, довольный, что и казарме найдет­ ся применение.— Епархии она по карману, я дешево отдам. Он уже видел готовым неначктое двухэтажное здание школы, боль­ шие окна классов, зарю просвещения в них, и не думал о том, что преж­ нее его общежитие с п р а в е д л и в о с т и превратится в пасторат, в обитель костельного братства св. Михаила-архангела. — Дом нужно перенести ближе к храму,— сказал ксендз. И это устраивало Турчина: станция разрасталась, второй пакгауз и топливный склад построились у самой казармы, высокий забор поднялся у ее окон. — Вот как мы с вами славно дело сделали, как заправские купцы! Живым блеском глаз Турчин и нас звал отставить натянутость, по­ дарить гостя любезностью. — А выправка у вас военная, кавалерийская! — повеселел Турчин, когда пан Теодор встал, готовясь уйти.— Я знал полкового капеллана, он не хуже вас сидел в седле. И, кажется, не жаловали его? Особенно, пан Тадеуш. Что хитрее: скрыть свое тайное знание собеседника или намекнуть, что тебе ведомо все? — Это был храбрый поп; он сменил рясу на мундир офицера. Наша одежда часто требует большего мужества, чем мундир. А капеллан, он что — погиб в сражении? Мне показалось, что ксендз знает и ответ. Возвратился в церковь. Он в высоких чинах. — Вы много сделали для здешней общины,— сказал любезно ксендз. За это вам воздастся и в прискорбном вашем безверии. Моя вера другая: в ней нет места богу. — Бог вездесущ и не нам назначать ему место. Радомские недолгие ксендзы и прежде приходили к нам, в надежде приобщить отставного генерала к римско-католической церкви: Они вскоре сходили на добродушное ворчание или шутливые попреки. Толь­ ко отец-иезуит Шулак оставил Радом убежденным, что мы принадлежим к каком-то опасной православной секте или тайному братству замышля­ ющему против святого престола.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2