Сибирские огни, 1975, №2
с хлебом в руках и с охапкой даровых дров. Он был добр и щедр, и в каждом видел возможность социалиста. Был ли он прав или предавал ся обману? Ответ необходим. Ответ нужен был и сотни лет назад, без ответа никто не сделает й шага вперед на земле и тогда, когда падут последние монархии. Нам обоим нужен был ответ, как земля под но гами, как главный камень в основании нравственной веры. И мы всегда отвечали в полном согласии; ч е л о в е к р о ж д е н р а в н ы м и с в о б о д н ым , он п о я в л я е т с я на с в е т д л я с п р а в е д л и вой жи з н и . Не на новорожденных лежит вина за вражду и неравен ство. Облегчи я свою земную участь наивной верой Виктории Вудхол и явись на землю в образе духа через сто или двести лет, я и тогда не из менила бы нашей вере, даже найдя будущую землю в крови и гное, такой же запакощенной и преданной. Значит, работа еще не вся кончена,— сказала бы я, печалясь,—- и люди все еще бредут в потемках. Горе не зрячим, но зрячими сделать их можно только одним способом: врачуя глаза. Нельзя прорубить им глазные впадины во лбу или в затылке, или вырезать в груди, там не вырастут глаза, они однажды даны человеку. Раздели справедливо! — вот вечная мысль. Трудись и раздели справед ливо. Раздели хлеб и вино, работу и тяжесть призванного свободой меча. И свободу—особенно ее! —раздели справедливо, отвергни воз можность раба. Кто из пророков человечества писал другое на своих скрижалях? Даже и тот, кто пришел з а д у ши т ь свободу, отнять хлеб, превратить работу в унижение, на знамени своем, хотя и лживо, напишет те же слова: раздели справедливо! Рожденный для равенства, человек забыл его вкус, признал неравенство собственности, крови и цвета кожи. Возможность социалиста заглушилась в нем корыстью, привилегией, сытым лакейством, ложью попрв, унижением духа и угро зами палача,— в иных эта возможность уже умерла, но в человечестве она жива, жива, жива и только в этом выход, а другого нет. Иван Васильевич избрал Радом ристалищем борьбы за справедли вость. Он искал для колонии людей, приученных к труду, кто не погля дывает на чужие шеи с тайной мыслью надеть на них хомут, набросить аркан ростовщика, затянуть чересседельник, чтобы в седле любоваться красотами земли. Две враждебные силы давали Турчину иллюзию уда чи; бедность колонистов и деньги генерала! Бедность поселенцев держа ла их в наружном равенстве, а он тешил себя мыслью, что равенство сделается их сущностью. В одном он был тверд: его деньги никому не давали личного преимущества, шли на общие нужды и каждого пи тали поровну. Именно турчинским деньгам Радом обязан успехами пер вых двух лет; они легли в землю, как навоз во вспаханное поле. Наши деньги и остатки сбережений Тадеуша Драма, разделенные на немногих, приносили каждому лишний кусок хлеба, пилу, топор, возможность полу чить на день-другой упряжную пару. Нужда и холод еще сбивали людей теснее; в казарме установился и общий стол для восьми семейств, и в очередь приготовление пищи. Радом не знал отступников. И только ксендзы не держались нового прихода. Что гнало их отсюда? Безбожие Турчина? Денежная нужда при костеле, забытом прихожанами и цер ковной иерархией в Эшли? Не безбожие Турчина было виной, а то, что в сердце прихожан он занял место пастыря. До крестин далеко, уми рать радомцы не спешили; и до первой конфирмации надо было ждать два года; так и коротали ксендзы дни и недели. Малолюдные мессы не приносили радости, уроки элоквенции пропадали втуне,— заморенные работой прихожане дремали. Добрый фаталист ксендз Йозеф Мушле- вич исчез из Радома. Ксендз Шулак, иезуит, явился в Радом из Чикаго с самодельной песней «Боже, возлюби Польшу», отпечатанной во мно жестве на картонных карточках. Шулак вызывал Турчина на войну против костела, искал тернового венца мученика, Турчин не откликался.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2