Сибирские огни, 1975, №1

лометров преображенной земли, города, рудники, заводы. К северу за этим обжитым коридором встает непотревоженная густая тайга. Да -и на территории, тяготеющей к стальному пути, остаются прекрасные леса, озера, реки, горы и котловины, сохранив­ шие способность радовать души странствующих людей. Великое равновесие в природе сейчас будет зависеть не только от тех, кто намечает контуры грядущих территориаль­ но-производственных комплексов, но и от каждого шага бойцов, которые до сих пор не держали в руках пилы, а теперь охвачены жаждой широких дел. Понимают ли, сумею т ли понять, какую ответственность они принимают на свои плечи? Через час или полтора, устроившись на полке, эти молодые люди будут долго во­ рочаться, уминать кулаками тощую подушку под головой, отгоняя мысли, чтобы, нако­ нец, уснуть и открыть глаза уже при свете дня, проезжая незнакомые места. Но ус­ нуть им долго не удастся. В голову придут мысли о судьбе, которую они выбрали. Все же прекрасно чувствовать, что лучшие годы будут связаны с делом поистине достой­ ным и великим. И когда-нибудь на склоне лет, может быть, самым дорогим воспомина­ нием будет счастливая пора строительства Байкало-Амурской магистрали. Как для прежних поколений ДнепроГЭС, Турксиб, Магнитка... Незабываемой будет и эта первая ночь в поезде. Но если бы я был отчаяннее, чем есть на самом деле, и махнул бы на все рукой, и вскочил бы в вагон, и тоже отправился бы сейчас в путь с молодежью , мне уже все равно не пережить счастливой ночи в вагонах, которые несутся в Сибирь,— я в Си­ бири живу. Наверное, поэтому глаза так долго задерживаются на юных лицах: кто вы, ребята, сумеете ли стать сибиряками, не упадете ли духом, когда узнаете, что не будет вам обещанных мест, где «не ступала нога человека», что это лишь образные слова, и вам предстоит идти по чужим следам и даже в самой глухой тайге стоять у безы­ мянных могил? Вы не будете первыми, но если вашей душе достанет широты, чтобы понять это и проникнуться уважением к тем, кто шел тем же путем задолго до вас, то вы узнаете, какое это счастье — подхватить в движеньи эстафету и понести ее дальше, завершить то, что не удавалось другим. При этом понимать, что для следующего поколения совершенный вами подвиг бу­ дет лишь началом новых великих задач. А все же, кого по справедливости следовало бы считать первопроходцами на трас­ се Байкало-Амурской магистрали? Трудно сказать. Может быть, тунгусов-охотников, кочевавших по той тайге и в горах, измеряя рас­ стояния днями и ночами оленьих переходов? Одетые в меховые парки, вооруженные луками и стрелами, они ходили на зверя, ставили чумы, покрытые шкурами, жгли кост­ ры, и сейчас, при раскопках, археологи в самых неожиданных местах находят следы их древней истории и хозяйственного уклада. Или первых русских, которые вышли по рекам в Восточную Сибирь, обживая бере­ га Енисея, Ангары, Лены, Байкала, и за 50 лет шагами измерили пространства от Арк­ тики до Саянских гор и дальше на восто к— до Тихого океана? Они оставляли за собой укрепленные городки и остроги, валили вековые деревья. Трасса будущей железной дороги с первых же километров пойдет по землям, где русский крестьянин ходил за деревянным плугом и бросал в рыхлую почву зерна пшеницы и ржи, не подозревая, чем взойдет через века его смелый посев. От него пошла в том краю земледельческая культура, которая стала основой для будущ его развития производительных сил. Пере­ двигаясь вдоль рек, группы артельщиков искали и находили золото, железо, уголь, слюду, поваренную соль. В том коридоре, где ляжет новая магистраль, холодная зем ­ ля хранит их кости тоже... Поиск железнодорожной трассы к северу от Байкала начался в 80-х годах X IX ве­ ка, когда обсуждали направление восточной части Сибирского железнодорожного пути. Русские инженеры-изыскатели изучали два варианта: один — с выходом на Иркутск и южную оконечность Байкала, другой — с выходом через Усть-Кут на север Байкала. И хотя северная трасса получалась короче да и горные богатства там казались внуши­ тельней, выбор пал на южный вариант — он проходил по более обжитым районам, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2