Сибирские огни, 1975, №1
лометров преображенной земли, города, рудники, заводы. К северу за этим обжитым коридором встает непотревоженная густая тайга. Да -и на территории, тяготеющей к стальному пути, остаются прекрасные леса, озера, реки, горы и котловины, сохранив шие способность радовать души странствующих людей. Великое равновесие в природе сейчас будет зависеть не только от тех, кто намечает контуры грядущих территориаль но-производственных комплексов, но и от каждого шага бойцов, которые до сих пор не держали в руках пилы, а теперь охвачены жаждой широких дел. Понимают ли, сумею т ли понять, какую ответственность они принимают на свои плечи? Через час или полтора, устроившись на полке, эти молодые люди будут долго во рочаться, уминать кулаками тощую подушку под головой, отгоняя мысли, чтобы, нако нец, уснуть и открыть глаза уже при свете дня, проезжая незнакомые места. Но ус нуть им долго не удастся. В голову придут мысли о судьбе, которую они выбрали. Все же прекрасно чувствовать, что лучшие годы будут связаны с делом поистине достой ным и великим. И когда-нибудь на склоне лет, может быть, самым дорогим воспомина нием будет счастливая пора строительства Байкало-Амурской магистрали. Как для прежних поколений ДнепроГЭС, Турксиб, Магнитка... Незабываемой будет и эта первая ночь в поезде. Но если бы я был отчаяннее, чем есть на самом деле, и махнул бы на все рукой, и вскочил бы в вагон, и тоже отправился бы сейчас в путь с молодежью , мне уже все равно не пережить счастливой ночи в вагонах, которые несутся в Сибирь,— я в Си бири живу. Наверное, поэтому глаза так долго задерживаются на юных лицах: кто вы, ребята, сумеете ли стать сибиряками, не упадете ли духом, когда узнаете, что не будет вам обещанных мест, где «не ступала нога человека», что это лишь образные слова, и вам предстоит идти по чужим следам и даже в самой глухой тайге стоять у безы мянных могил? Вы не будете первыми, но если вашей душе достанет широты, чтобы понять это и проникнуться уважением к тем, кто шел тем же путем задолго до вас, то вы узнаете, какое это счастье — подхватить в движеньи эстафету и понести ее дальше, завершить то, что не удавалось другим. При этом понимать, что для следующего поколения совершенный вами подвиг бу дет лишь началом новых великих задач. А все же, кого по справедливости следовало бы считать первопроходцами на трас се Байкало-Амурской магистрали? Трудно сказать. Может быть, тунгусов-охотников, кочевавших по той тайге и в горах, измеряя рас стояния днями и ночами оленьих переходов? Одетые в меховые парки, вооруженные луками и стрелами, они ходили на зверя, ставили чумы, покрытые шкурами, жгли кост ры, и сейчас, при раскопках, археологи в самых неожиданных местах находят следы их древней истории и хозяйственного уклада. Или первых русских, которые вышли по рекам в Восточную Сибирь, обживая бере га Енисея, Ангары, Лены, Байкала, и за 50 лет шагами измерили пространства от Арк тики до Саянских гор и дальше на восто к— до Тихого океана? Они оставляли за собой укрепленные городки и остроги, валили вековые деревья. Трасса будущей железной дороги с первых же километров пойдет по землям, где русский крестьянин ходил за деревянным плугом и бросал в рыхлую почву зерна пшеницы и ржи, не подозревая, чем взойдет через века его смелый посев. От него пошла в том краю земледельческая культура, которая стала основой для будущ его развития производительных сил. Пере двигаясь вдоль рек, группы артельщиков искали и находили золото, железо, уголь, слюду, поваренную соль. В том коридоре, где ляжет новая магистраль, холодная зем ля хранит их кости тоже... Поиск железнодорожной трассы к северу от Байкала начался в 80-х годах X IX ве ка, когда обсуждали направление восточной части Сибирского железнодорожного пути. Русские инженеры-изыскатели изучали два варианта: один — с выходом на Иркутск и южную оконечность Байкала, другой — с выходом через Усть-Кут на север Байкала. И хотя северная трасса получалась короче да и горные богатства там казались внуши тельней, выбор пал на южный вариант — он проходил по более обжитым районам, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2