Сибирские огни, 1975, №1

Леонид Шинкарев ВТОРОЙ ПУТЬ К ОКЕАНУ Вокзальный пролог Москва, 27 апреля 1974 года... С трудом протискиваюсь в ночной толпе, освещен­ ной с привокзальных крыш прожекторами, прорываюсь через милицейский кордон к площади перед импровизированной трибуной и вижу, как под звуки марша из автобу­ сов высыпают бойцы ударного комсомольского отряда. Все в новенькой зеленой уни­ форме, при галстуках, с нашивками «БАМ» на груди и на рукаве. Когда они начинают по команде строиться в колонны и на левом фланге, нарушая оговоренный порядок, поднимают на плечи девушек-бойцов с выбившимися из-под беретов косичками, стано­ вится тесно среди провожающих и обидно от бессилия сбросить с себя пару десятков лет, выломиться из привычного уклада и встать под реющие над головами бойцов тран­ спаранты «Даешь Байкалр-Амур!». Этот митинг, военный оркестр, суета, речи, усиленные мегафоном команды, неиз­ вестно кому адресованные взмахи женских рук на ступеньках перрона что-то делают с тобою. Послушай, повторяешь сам себе, ты еще не так стар, и стоит захотеть, как те­ бе тоже найдется полка в зеленом вагоне с табличкой «Москва — Лена» и ты тоже бу­ дешь всю ночь под чью-то гитару смотреть в темное окно, угадывая в пролетающем мимо пространстве города, леса, гулкие мосты, и думать о будущ ем, которое отныне и на много лет будет связано с коротким словом БАМ . БАМ ... БАМ ... Как будто вечевой колокол созывает на площадь народ: весть о стро­ ительстве в Сибири второго пути к Тихому океану от Усть-Кута, что на реке Лене, мимо северной оконечности Байкала, по тайге Забайкалья и Якутии, с выходом у Комсомоль­ ска-на-Амуре всколыхнула города и селения на обширных пространствах, коснулась всех нас, буквально каждого, кому дороги судьбы Отечества, и огромная страна, от края до края, с новой силой почувствовала игру упругих мышц, готовых осуществить один из самых грандиозных проектов столетия. Новый Транссиб протяженностью 3200 километров пересечет 16 крупных рек и 7 горных хребтов, пройдет по районам частых землетрясений, вечной мерзлоты, грохочу­ щих камнепадов, через ледники и заболоченные мари. История строительства ж елез­ ных дорог не знала такой концентрации трудностей почти на всем пути, и уже сама сложность задачи сделала проект привлекательным для молодых людей, которых в на­ ше время, казалось, ничем не удивить. А тут встряхнулись, загорелись, да еще как!.. Вокзал возбужден и праздничен. К микрофону подходят все новые люди; мощные динамики разносят их напутствия на прилегающие улицы: каждое доброе слово бойцы встречают громовыми возгласами, скандируют «спа-си-бо!» и отбивают ладони, разза­ доривая друг друга овацией. Наконец провожающие хлынули к бойцам, колонны рас­ строились, все перемешалось. Люди прощаются, целуются, плачут, обещают писать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2