Сибирские огни, 1975, №1

ния этого бассейна. Наша страна получает кредит на 450 миллионов долларов и будет погашать его, начиная с 1983 годэ, поставками нерюнгри,некого коксового концентрата. В ста километрах к северу от угольного бассейна расположена цепь крупны« мес­ торождений Алданского железорудного района с прогнозными запасами в три мил­ лиарда тонн руды, содержащей до сорока процентов железа. Не так часто встречает­ ся столь удачное сочетание угля и желез а. О ткрываются возможности создать в Юж ­ ной Якутии крупнейшую на востоке базу черной металлургии. Возможно, в районе поселка Чульма», близко от месторождений угля и ж елеза, будет построен металлур­ гический завод. Металлургический завод тут тем более был бы уместен, что неподалеку обнару­ жены еще два железорудных района: Чаро-Токкинский и Олекмо-Амгинский с прогнозными запасами 40— 50 миллиардов тонн. Часть их расположена как раз по трассе Байкало-Амурской магистрали. По сообщению министра геологии ССС Р А . В. Си­ доренко, эти залежи аналогичны железистым кварцитам, которые образую т крупные месторождения железных руд в Кривом Роге и на Курской магнитной аномалии. Интересная ситуация может возникнуть в этом районе и в связи с успешными работами геологов на Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Уж е выявлены крупные и перспективные залежи газа и конденсата, есть промышленные притоки нефти. По мнению ученых, нашему поколению предстоит стать свидетелем колоссаль­ ных открытий нефти и газа в Восточной Сибири^ Углеводородное сырье найдет ши­ рокое применение в металлургическом производстве Южной Якутии, приведет к воз­ никновению в этом регионе коксохимии и нефтехимической промышленности. Магистраль воистину что-то делает с людьми! Никогда преж де я не видел Г. И. Чи- ряевэ, первого секретаря Якутского обкома партии, таким веселым, даже празднич­ ным, как в те счастливые для него и для его земляков дни, когда появилось поста­ новление о строительстве новой дороги. Плановики и экономисты уж е давно выступали за быстрейшее освоение ресурсов юга республики. Чиряев говорил об этом в речи на X X IV съезде КПСС, защитил по этой проблеме диссертацию , д а и не он один, а вся республика помогала геологам разворачивать поиски. Но аргументы, сами по себе бесспорные, отводились единственным вздохом : нет путей... На северных зимниках угольно-металлургическую базу не создашь! «Знаете, д ля Якутии БАМ — это революция в развитии производительных сил,— говорит Чиряев, не отводя глаз от огромной карты на стене.— Придет время, и же­ лезная дорога от Чульмана продвинется на север до Якутска, повернет на восток в районы Чукотки и Магадана, вовлекая в народное хозяйство новые пласты ископае­ мого сырья. Мы с вами ещ е увидим Северо-восточную магистраль, встретимся на перроне у первого поезда «Якутск — Магадан»!» Впереди 350 километров по территории Читинской области. В июле 1949 года группа иркутских геологов во главе с Е. И. Буровой нашла у подножья горного хребта позеленевшие куски медной руды, еще не подозревая, что у них под ногами крупнейшее месторождение меди и что открытие будет приравнено к открытию алмазов в Якутии или железорудны х провинций в европейской части СССР, войдет в историю геологических побед мирового класса. Обширная горная страна с частыми землетрясениями, способными достигать 9— 10 баллов, районы, как говорят геологи, «живой тектоники», где постоянно дро­ жит земля, область вечной мерзлоты, край могучих хребтов с ледниками и снежными вершинами, крутые склоны, усеянные тяжеленными скальными обломками... Ближай­ шее эвенкийское селение Наминга лежит среди снегов и гор примерно за 1200 кило­ метров от Читы. Здесь с проведением железной дороги будет создано не имеющее равных Удоканское горное предприятие с открытыми разработками, обогатительной фабрикой, поселком горняков на 50 тысяч человек. Поселок будет стоять в живопис­ ной Чарской долине перед вечно заснеженным хребтом Кодер. Байкало-Амурская магистраль соединит стальным стержнем Южную Якутию и се­ вер Забайкалья, открывая возможность формирования Алдан-Чульман-Удоканского территориально-производственного комплекса. С новой железной дорогой придут крутые перемены в районы Приамурья. БАМ пройдет через мощные лесные массивы Сибири и Дальнего Востока, вызывая к жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2