Сибирские огни, 1975, №1

а в окна вожмутся ветры уже близкого озера. На 342-м километре состав подойдет к перрону будущ его вокзала Нижнеэнгарск-1. Не торопясь, а давая пассажирам возможность всмотреться в синие дали, поезд будет идти восемнадцать километров по узкой кромке, м еж отвесными прибрежным« скалами и байкальскими волнами, плещущими почти у колес. Здесь не стали проби­ вать тоннели или взрывать торы, а отсыпал« в озеро тяж елы е валуны, прижал« их к уходящей под воду скале. Н а насыпи уложили рельсовый путь. Северное побережье Байкала до сих пор оставалось труднодоступным д л я странствующих людей. На всем о зере отдыхало в год д о 500 тысяч человек, из «их 150 ты сяч— по путевкам « 350 тьь- сяч — «самодеятельных» туристов, « о даже из этого количества мало кто добирался до северных м ест, хотя они славятся как самые живописные уголки бассейна. С построй­ кой железной дороги уж е в ближайшее время на Байкале б уде т находиться до миллиона отдыхающих в год, а в перспективе это число мож ет возрасти в пять раз. При этом многие предпочтут санатории, дома отдыха, туристские базы, расположен­ ные именно в диком северном краю . А что же сам Байкал? Ему останутся д ве главные функции — быть хранилищам эндемических форм живых организмов (генетического фонда планеты) и фабрикой по производству сверхчистой пресной воды. Возможно, байкальская вода б удет переда­ ваться по трубопроводам за пределы баосейна на дальние расстояния По северу Бурятии поезду идти 600 километров. БАМ д аст ощутимый толчок развитию производительных сил этого горного пояса, где до сих пор лежат под спудом богатейшие минерально-сырьевые ресурсы . Баун- товокое месторождение молибденовых руд, Майское месторождение меди и никеля, Холодненское месторождение свинца и цинка, редкие металлы Витимского плоско­ горья, россыпи золота по многим здешним речкам, асбест ЮжнснМуйокого хребта... Есть множество рудопроявлений, которые пока детально не изучались, «о с прове­ дением железной дороги появится возможность их обследовать и оценить, вдоль магистрали возникнут опорные базовые поселки геологов, от них протянутся широт­ ные маршруты в глубины тайги. Новыми открытиями пополнится карта полезных ископаемых восточной Сибири. Этот пояс не будет зоной сплошного освоения, но разовьются индустриальные очаги, связанные между собою железной дорогой, а такж е автомобильным, водным, воздушным транспортом. Пути сообщения позволят вынести лесозаготовки за пределы бассейне о зер а Байкал, перебазировать их в верховья Витима и в другие отдаленные районы, богатые спелыми и перестойными лесами, ориентировать промышленность на глубокую переработку древесины. Поезда повезут не круглый лес, а целлюлозу, кар­ тон, бум агу, древесноволокнистые плиты, кормовые дрожжи... Это будет отвечать современному кур су на интенсификацию освоения природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. О т старой железной дороги, от таежной станции Бам, названной так еще в 30-е го­ ды, уйдет на север широтный рельсовый путь протяженностью 175 километров до станции Тында, лежащей уж е на трассе Байкало-Амурской магистрали, а от нее еще дальше по прямой, до поселке Беркакит, в глубину Южной Якутии, в край горных богатств, превосходящих сырьевой потенциал Урала. Южная Якутия уже давно заявила о себе как о районе добычи золота, слюды, других полезных ископаемых, а такж е развитого сельского хозяйства. Теперь вдоль северного склона Станового хребта на протяжении 700 километров обнаруже­ ны мощ ные пласты каменного угля. Тут разведан угольный бассейн с прогнозными запасами 40 миллиардов тонн, в основном коксующ егося у гл я Неслыханные ресурсы! Уж е разработана программа освоения угольного к р а я— на первых порах б удет по­ строен на Нерюмгрииском месторождении разрез мощностью 12 миллионов тони угля в год, вблизи появятся обогатительная фабрика, комплекс предприятий промышлен­ ного узла, городок угольщиков на тридцать тысяч человек. Производстве и городок обеспечит энергией Нерюнгринская ГРЭС. Э тот район станет основным поставщиком угл я на экспорт в страны Тихоокеанско­ го бассейна. Уж е подписано соглашение о поставках из СССР в Японию южноякутских углей, а мз Японии в СССР — оборудования, машин, материалов д л я быстрейшего осеое- 2. Сибирские огни № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2