Сибирские огни, 1975, №1
От Лены до Тихого океана Мы накопили ««малый опыт освоения новых территорий, и среди поучительных уроков, преподанных нем историей индус три ализарин и заселения восточных районов, один имеет важность особую и принципиальную: заблаговременное сооружение транс портных магистралей создает условия для размещения промышленности и населения, для ускоренного развития производительных сил. Так, сооружение Транссибирской железной дороги привело к тому, что за 20 лет {1897— 1917) а Сибири заметно вырос ло промышленное производство и усилилась его концентрация, количество городов увеличилось с 40 до 63, вдвое больше стало городского населения, рассредоточен ного по обе стороны от железнодорожного полотне. Один из современников писал в ту пору: «После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не от мечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными по следствиями, чем постройка Сибирской железной дороги». Великий Сибирский путь помогал преодолевать пространства, заставил целое по коление отказаться от предрассудков и, как владыка экономики, указывал на возмож ность и очередность освоения природных ресурсов, отдавая предпочтение тем из них, которые тяготели к железнодорожному полотну. Огромные же пространства, распо ложенные севернее, лежали неразбуженными и ожидали своего часа. И теперь, называя Байкало-Амурскую магистраль «Вторым Транссибом», имеют в виду не только протяженность железной дороги, пересекающей огромную часть азиатского материка, не только очередность появления этой сверхдальней сибирской магистрали, но прежде всего грядущие — весьма близкие — последствия этого строи тельства для размещения и развития производительных сил Сибири и Дальнего Вос тока, ожидаемые— весьма существенные — экономические и социальные сдвиги на востоке Советского Сою за, Можно утверждать без риска впасть в ошибку или под даться неоправданным преувеличениям, что Байкало-Амурская магистраль, проходя по более северным районам, где люди искони пасли оленей, ходили за соболем, ло вили рыбу в холодных реках, по территории с колоссальными энергетическими воз можностями и ресурсами ископаемого сырья, особо ценного в наш динамично-про мышленный век, будет иметь д ля советского общества великое значение. Полосатый столбик, означающий начало, пути к Тихому океану, будет вкопан почти в центре города Усть-Кута, Начальный участок БАМ от Усть-Кута до Кунермы протяженностью 263 километ ра раздвинет по обе стороны от трассы древнюю тайгу Приленсхого края, глухоман ные места, куда в первой трети X V II века забрел со своими товарищами енисейский казак Василий Бугор, оставивший после себя зимовья и открывший дорогу широкому крестьянскому переселению. В геологическом отношении Лено-Витимские районы пока ещ е слабо изучены. Границы нефтегазоносного района сейчас уточняются, и, может быть, они сильно по колеблют традиционное представление о хозяйственных возможностях междуречья Лены и Киревги, Этот северный район Иркутской области видится как Верхне-Ленский террито риально-производственный комплекс, с широко развитой транспортной сетью (ж елез ная дорога,, речной флот, воздушные трассы), ориентированный на добычу и перера ботку нефти и газа, на заготовку и глубокую переработку древесины, на дальнейшее развитие сельскохозяйственной базы и охотничьего промысла. Через короткое время поезд загрохочет по территории отдаленного Казани,нско- Ле,некого района, где на огромной площади до проведения железной дороги обитало чуть больше четырех тысяч человек: охотники, рыбаки, земледельцы. На Киренге, в 12 километрах выше села Казачинского, в местности Конец Луг, где в трех ветхих избах жили четыре старушки, сейчас палаточный городок, названный Магистральным,— 700 строителей рубят просеку, отсыпают автодорогу, ставят первые домики, только еще готовясь к началу больших работ. Отпраздновали первую свадьбу, открыли начальную школу... Будущий первый состав пройдет через Байкальский хребет (длина тоннеля около 7 километров), попетляет хвойным коридором по долинам речек Гоуджекит и Тыя,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2