Сибирские огни, 1975, №1

разовании уже началась. Свидетельствами этого он считает происходящую смену школьных программ и учебников, сокраще­ ние срока начального обучения до трех лет, появление специализированных школ. Так ли это? Возможна ли образовательная ре­ волюция в рамках существующей системы образования? В книге Турченко обобщается разнообраз­ ный опыт исследователей и практиков, ана­ лизируются самые различные формы и на­ правления совершенствования образования: соединение обучения с производительным трудом, онтодидактика, математизация, уплотнение знаний посредством новых форм фиксации, проблемное обучение, новые фор­ мы разделения и кооперации учительского труда, раннее обучение и т. д. Что сейчас делается по этим направлениям в массовой школе? Применяется ли реально опыт Ма­ каренко, Шацкого, Сухомлйнского, Шатало­ ва, Скачкова, опыт специализированных школ? Приложимы ли результаты много-, численных психологических и педагогиче­ ских исследований Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, А. Р. Лу- рия и сотен других ученых непосредственно к работе школы? —Нет. Существующая система связи педагогической науки с педа­ гогическим производством не приспособле­ на к р е в о л ю ц и и в образовании. Слиш­ ком много промежуточных инстанций, для которых важнее противоположная задача — с т а б и л и з а ц и и образования в соответ­ ствии с сегодняшними потребностями, по­ требностями ближайших 5—10 лет, а не в соответствии с потребностями общества че­ рез 20—50 лет. В условиях яге научно-технической рево­ люции стремиться к стабилизации образо­ вания, значит — закреплять и усиливать от­ ставание школы от общественного прогрес­ са, обрекать ее на положение иждивенки, а не активного члена общества. Образова­ ние необходимо всемерно усилить, ускорять, динамизировать. Произвести революцию можно только непосредственно организаци­ онным соединением науки и производства. Р о л ь н а у ч и о-п р о и з в о д с т в е н н ы х к о м п л е к с о в в интенсификации исполь­ зования достижений научно-технической революции не случайно была подчеркнута в докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС, Не пора ли сфере образования за­ имствовать опыт народного хозяйства? На­ учно-производственные комплексы в обра­ зовании позволят концентрировать усилия самых различных специалистов — филосо­ фов, психологов, дидактов, методистов, воспитателей, экономистов, производствен­ ников. Комплексы дадут возможность кон­ центрировать и все новейшие материально- технические достижения. Только через них возможно внедрение в образование ЭВМ, необходимость которого доказывает В. Н. Турченко. В условиях экспериментальных научно-производственных педагогииеских комплексов удастся осуществить массовую подготовку учителей средней и высшей шко­ лы, работников дошкольного и начального образования. Только глобальная проверка всех теоретических и практических предло­ жений по перестройке образования в науч­ но-производственных комплексах позволит определить направление революции образо­ вания в масштабах страны. С. ЯКОВЛЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2