Сибирские огни, 1975, №1

мации удваивается каждые 10—15 лет. Ведь информационный взрыв происходит не только в науке, он затрагивает к а ж д о г о человека. Книг, журналов и газет издается сейчас больше, чем 20 лет назад. Возрос объем радиовещания и телевидения. Увели­ чился круг общения человека, число его социальных связей. Труд во всех отраслях народного хозяйства стал сложнее, интел­ лектуальней, квалифицированней. Другая, наиболее существенная сторона научно-технической революция —сокраще­ ние рабочего времени. Страна уже перешла на пятидневную рабочую неделю, а впере­ ди еще более значительные сокращения. За двадцать лет в несколько раз возросли ре­ альные доходы населения, улучшилось снаб­ жение. Значит, появилось больше возмож­ ностей для общественной деятельности, за­ нятия наукой, искусством, спортом. Воз­ можностей, действительно, стало больше. Но как они используются? Социологические исследования показали, например, что при пятидневной неделе родители в среднем тратят на воспитание детей значительно меньше времени, чем тратили при шести­ дневной неделе. Развитие потребностей в активном использовании свободного времени отстает от роста свободного времени. Рост материальных благ опережает их сознатель­ ное, творческое употребление. Автомобиль, квартира, дача с огородиком отнимают все больше свободного времени. Развитию же о б щ е с т в е н н о г о использования свобод­ ного времени уделяется мало внимания. С о ц и а л ь н о е п л а н и р о в а н и е еще о т с т а е т от э к о н о м и ч е с к о г о , идет вслед за нам, хотя экономика — не само­ цель, а только фундамент развития об­ щества. Проблемы школы—следствие пассивного социального планирования в условиях на­ учно-технической революции. В растущем потоке информации, направленном на уче­ ника, доля школы с каждым годом умень­ шается, потому что по абсолютной величине объем школьных знаний не изменяется. Увеличивается число социальных связей ре­ бенка, формирующих мотивы поведения, растет сумма материальных благ, получае­ мых им «на блюдечке», без трудовых за­ трат — и тут удельный вес воспитательно­ го воздействия школы падает. Школа явно отстает от научно-техниче­ ской революции. Вероятно, уже близок пре­ дел чисто количественного роста: увеличе­ ния числа школьников, студентов, препода­ вателей. Назревает революция в образова­ нии. Этой актуальной проблеме посвящено содержательное исследование новосибир­ ского ученого В. Н. 'Гурченко «Научно-тех­ ническая революция и революция в образо­ вании». Монография Турченко является практически п е р в о й работой, посвящен­ ной необходимости перестройки системы образования. Роль образования в настоя­ щее время недооценивается, пишет автор, между тем образование должно выступать не только как условие, но и как активная причина общественного прогресса. Оценка значения и эффективности обра­ зования основывается на высказываниях основоположника научной политэкономии. По Марксу, время, затраченное на развитие работника, «можно рассматривать, как про­ изводство о с н о в н о г о к а п и т а л а » . Расчеты показывают, что вложение средств в образование, не менее выгодно, чисто эко­ номически, чем вложение в науку, и в не­ сколько раз выгоднее капитальных вложе­ ний. Сама эффективность расходов на нау­ ку и капитальных вложений прямо пропор­ циональна вложениям в образование: но­ вым научным идеям и новой технике необ­ ходимы высокообразованные и квалифици­ рованные кадры, без них -наука и производ­ ство мертвы. Автор книги по специальности — эконо­ мист, поэтому страницы книги, посвящен­ ные экономике и политэкономии образова­ ния, наиболее убедительны. Да, да, вы не ослышались: п о л и т э к о н о м и и о б ­ р а з о в а н и я , в самом полном и пря­ мом смысле слова! В. Н. Турченко убе­ дительно показывает, что соревнование в области образования все больше выдвига­ ется в центр соревнования двух систем. Об­ разование — область стратегической борьбы. «Высшее образование страны обусловли­ вает ее военный, технический и экономиче­ ский потенциал»,— пишет американский со­ циолог Драккер. После первого советского спутника «противоборство с СССР стало лейтмотивом политики США в области об­ разования». Общие расходы на образование в Америке за 13 лет возросли в 3,5 раза. Планируется еще большее увеличение рас­ ходов, причем администрация Никсона осо­ бое внимание уделяет научным исследова­ ниям, направленным на совершенствование образования. Хорошо, скажет читатель. Давайте увели­ чим расходы. Но мало просто увеличить расходы, нужно еще найти для них точки приложения. Этой проблеме уделяется в книге большое внимание. Прежде всего не­ обходимо привлечь в образование способ­ ных людей, ищущих интересной, творче­ ской, преобразующей работы. Правда, и сейчас большинство учителей считает, что их профессия дает большие возможности для творчества, но лишь одна треть -всех учителей готова «снова избрать эту работу, если бы пришлось начинать свою трудовую жизнь сначала». С другой стороны, необходимо радикаль­ ное преобразование организационных форм, методики и содержания образования. Та­ кая перестройка требует интенсификации научно-исследовательских работ. Советской педагогике и психологии есть здесь на что опереться. Неизмеримый научный выигрыш дает верная методологическая основа — марксизм-ленинизм. Теория и практика А. С. Макаренко и других педагогов зало­ жили основные формы и направления вос­ питания человека коммунистического обще­ ства. Программные исследования .Л. С. Вы­ готского и М. М. Бахтина по психологии, семиотике, языку сейчас, через сорок лет после публикации, остаются п о с л е д н и м с л о в о м мировой науки. Их значение пока осмыслено еще в очень малой степени. Не со всеми выводами автора можно со­ гласиться. По его мнению, революция в об

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2