Сибирские огни, 1975, №1
мации удваивается каждые 10—15 лет. Ведь информационный взрыв происходит не только в науке, он затрагивает к а ж д о г о человека. Книг, журналов и газет издается сейчас больше, чем 20 лет назад. Возрос объем радиовещания и телевидения. Увели чился круг общения человека, число его социальных связей. Труд во всех отраслях народного хозяйства стал сложнее, интел лектуальней, квалифицированней. Другая, наиболее существенная сторона научно-технической революция —сокраще ние рабочего времени. Страна уже перешла на пятидневную рабочую неделю, а впере ди еще более значительные сокращения. За двадцать лет в несколько раз возросли ре альные доходы населения, улучшилось снаб жение. Значит, появилось больше возмож ностей для общественной деятельности, за нятия наукой, искусством, спортом. Воз можностей, действительно, стало больше. Но как они используются? Социологические исследования показали, например, что при пятидневной неделе родители в среднем тратят на воспитание детей значительно меньше времени, чем тратили при шести дневной неделе. Развитие потребностей в активном использовании свободного времени отстает от роста свободного времени. Рост материальных благ опережает их сознатель ное, творческое употребление. Автомобиль, квартира, дача с огородиком отнимают все больше свободного времени. Развитию же о б щ е с т в е н н о г о использования свобод ного времени уделяется мало внимания. С о ц и а л ь н о е п л а н и р о в а н и е еще о т с т а е т от э к о н о м и ч е с к о г о , идет вслед за нам, хотя экономика — не само цель, а только фундамент развития об щества. Проблемы школы—следствие пассивного социального планирования в условиях на учно-технической революции. В растущем потоке информации, направленном на уче ника, доля школы с каждым годом умень шается, потому что по абсолютной величине объем школьных знаний не изменяется. Увеличивается число социальных связей ре бенка, формирующих мотивы поведения, растет сумма материальных благ, получае мых им «на блюдечке», без трудовых за трат — и тут удельный вес воспитательно го воздействия школы падает. Школа явно отстает от научно-техниче ской революции. Вероятно, уже близок пре дел чисто количественного роста: увеличе ния числа школьников, студентов, препода вателей. Назревает революция в образова нии. Этой актуальной проблеме посвящено содержательное исследование новосибир ского ученого В. Н. 'Гурченко «Научно-тех ническая революция и революция в образо вании». Монография Турченко является практически п е р в о й работой, посвящен ной необходимости перестройки системы образования. Роль образования в настоя щее время недооценивается, пишет автор, между тем образование должно выступать не только как условие, но и как активная причина общественного прогресса. Оценка значения и эффективности обра зования основывается на высказываниях основоположника научной политэкономии. По Марксу, время, затраченное на развитие работника, «можно рассматривать, как про изводство о с н о в н о г о к а п и т а л а » . Расчеты показывают, что вложение средств в образование, не менее выгодно, чисто эко номически, чем вложение в науку, и в не сколько раз выгоднее капитальных вложе ний. Сама эффективность расходов на нау ку и капитальных вложений прямо пропор циональна вложениям в образование: но вым научным идеям и новой технике необ ходимы высокообразованные и квалифици рованные кадры, без них -наука и производ ство мертвы. Автор книги по специальности — эконо мист, поэтому страницы книги, посвящен ные экономике и политэкономии образова ния, наиболее убедительны. Да, да, вы не ослышались: п о л и т э к о н о м и и о б р а з о в а н и я , в самом полном и пря мом смысле слова! В. Н. Турченко убе дительно показывает, что соревнование в области образования все больше выдвига ется в центр соревнования двух систем. Об разование — область стратегической борьбы. «Высшее образование страны обусловли вает ее военный, технический и экономиче ский потенциал»,— пишет американский со циолог Драккер. После первого советского спутника «противоборство с СССР стало лейтмотивом политики США в области об разования». Общие расходы на образование в Америке за 13 лет возросли в 3,5 раза. Планируется еще большее увеличение рас ходов, причем администрация Никсона осо бое внимание уделяет научным исследова ниям, направленным на совершенствование образования. Хорошо, скажет читатель. Давайте увели чим расходы. Но мало просто увеличить расходы, нужно еще найти для них точки приложения. Этой проблеме уделяется в книге большое внимание. Прежде всего не обходимо привлечь в образование способ ных людей, ищущих интересной, творче ской, преобразующей работы. Правда, и сейчас большинство учителей считает, что их профессия дает большие возможности для творчества, но лишь одна треть -всех учителей готова «снова избрать эту работу, если бы пришлось начинать свою трудовую жизнь сначала». С другой стороны, необходимо радикаль ное преобразование организационных форм, методики и содержания образования. Та кая перестройка требует интенсификации научно-исследовательских работ. Советской педагогике и психологии есть здесь на что опереться. Неизмеримый научный выигрыш дает верная методологическая основа — марксизм-ленинизм. Теория и практика А. С. Макаренко и других педагогов зало жили основные формы и направления вос питания человека коммунистического обще ства. Программные исследования .Л. С. Вы готского и М. М. Бахтина по психологии, семиотике, языку сейчас, через сорок лет после публикации, остаются п о с л е д н и м с л о в о м мировой науки. Их значение пока осмыслено еще в очень малой степени. Не со всеми выводами автора можно со гласиться. По его мнению, революция в об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2