Сибирские огни, 1975, №1
эти места, сам четыре года работал на склонах Северо-Муйского хребта, но для боль шей надежности выбора взял с собою в вездеход куморского охотника-проводника Кузнецова, который уже лет двадцать ходит по этим тропам. В отряде был радист и запасной водитель, всего шесть человек. Четырнадцать дней они пробивались по реч кам, сворачивали на охотничьи тропы, огибали белые горы. Тогда и появился на схе мах пунктир новой дороги. Мы разыскали начальника участка Федоренко. Сделать это не представляло труда, потому что лагерь почти безлюден. Тоннель Щ И КИ сейчас на 18-м и 56-м километрах с бульдозерами, корчевателями, экскаватора ми, самосвалами, бензопилами. Они расчищают просеку и отсылают грунтовую дорогу. А здесь остались те, кому заканчивать гараж, баню, общежитие, готовить базовый поселок к первой зиме. Начальник участка оказался в полевом вагончике, где разме стилась контора. Мы окликнули его, и он спрыгнул вниз, обдав нас запахами бензина И хвои. Идем по поселку, слушаем... Ф едоренко здесь с 25 мая 1974 года, когда первый десант в 32 человека вертолет высадил на весеннем поле, неподалеку от берега реки. Сейчас тут людей втрое больше, они должны к концу года пройти сто двадцать кило метров до ручья Рухловского. И хотя сами они не дорожники, все же наловчились делать ряжевые опоры, строить через речки мосты, взрывать скалы, мешающие вы держивать автодорогу. Мы выехали на трассу. Машина шла по насыпи, мимо хлыстов, сваленных по обе стороны дороги. Скоро мы услышали жужжанье бензопил, тяжелый рокот моторов, оглушительный треск падающих лиственниц. Я спросил молодого рубщика, сколько прошли за сутки. Он вытер рукавом шею и пожал плечами: «Однако, на пару километров продвинулись...» — «Это сколько же убрали деревьев?» — «Так кубов шестьдесят!» — «Издалека приехали?» — «Так из Башкирии!» Тут оказались выходцы из разных городов страны, молодые и уж е в годах, но их объединяла та особенность, что почти все они раньше не имели дела с бензопилами и шоссейными дорогами, они ехали пробивать тоннель и теперь без ропота и претен зий делают непривычную работу, делают ее на совесть и будут заниматься ею целый год, чтобы поскорее заложить первую взрывчатку под грозный хребет. То есть за няться, наконец, своим делом. Наш вертолет взмыл в небо и взял курс на Кумору. На Куморе — второй базовый поселок строителей. На летном поле, расположенном у крайних изб села, нас встретил Сагдиев, пред седатель здешнего колхоза «Рассвет», и взялся проводить нас к озеру Иркана. Там рядышком стоят два лагеря - изыскателей и строителей. По дороге он успел рас сказать о колхозе, где 65 человек, все больше люди преклонного возраста, пасут коров, сею т пшеницу и овес, выращивают картофель, капусту, морковку, содержат на звероферме голубых песцов. Я не сразу понял, отчего Сагдиев с такой готовностью отправился с нами к озеру Иркана, даже как будто обрадовался поводу нанести визит тоннельщикам, высадив шимся тут несколько дней назад и уже развернувшим в высокой траве табор. И только час или полтора спустя, когда пыльная проселочная дорога осталась позади и мь, си дели со строителями за вколоченным в грунт одноногим столом, мне стала понятна цель его хождения на строительный участок. Начальник участка Черфас — ленинградец. Тут все ленинградцы, строители метрополитена, одна из лучших проходчески* бригад Бригада решила всем коллективом ехать на сооружение Байкало-Амурской м Iгистрали. У всех на Неве остались семьи, еще нет ясности, когда и куда их заби рать. Сначала нужно построить дома, да не на временной Куморе, хоть озеро здесь в живописных белоснежных горох, как на картинках Женевское озеро, а в будущем поселке Ангаракане, в скорой столице тоннельщиков, которые начнут пробивать путь в скале на западном портале. Поселок будет в 11 километрах от входа в Северо-Муи- с кий тоннель.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2