Сибирские огни, 1975, №1

эти места, сам четыре года работал на склонах Северо-Муйского хребта, но для боль­ шей надежности выбора взял с собою в вездеход куморского охотника-проводника Кузнецова, который уже лет двадцать ходит по этим тропам. В отряде был радист и запасной водитель, всего шесть человек. Четырнадцать дней они пробивались по реч­ кам, сворачивали на охотничьи тропы, огибали белые горы. Тогда и появился на схе­ мах пунктир новой дороги. Мы разыскали начальника участка Федоренко. Сделать это не представляло труда, потому что лагерь почти безлюден. Тоннель Щ И КИ сейчас на 18-м и 56-м километрах с бульдозерами, корчевателями, экскаватора­ ми, самосвалами, бензопилами. Они расчищают просеку и отсылают грунтовую дорогу. А здесь остались те, кому заканчивать гараж, баню, общежитие, готовить базовый поселок к первой зиме. Начальник участка оказался в полевом вагончике, где разме­ стилась контора. Мы окликнули его, и он спрыгнул вниз, обдав нас запахами бензина И хвои. Идем по поселку, слушаем... Ф едоренко здесь с 25 мая 1974 года, когда первый десант в 32 человека вертолет высадил на весеннем поле, неподалеку от берега реки. Сейчас тут людей втрое больше, они должны к концу года пройти сто двадцать кило­ метров до ручья Рухловского. И хотя сами они не дорожники, все же наловчились делать ряжевые опоры, строить через речки мосты, взрывать скалы, мешающие вы­ держивать автодорогу. Мы выехали на трассу. Машина шла по насыпи, мимо хлыстов, сваленных по обе стороны дороги. Скоро мы услышали жужжанье бензопил, тяжелый рокот моторов, оглушительный треск падающих лиственниц. Я спросил молодого рубщика, сколько прошли за сутки. Он вытер рукавом шею и пожал плечами: «Однако, на пару километров продвинулись...» — «Это сколько же убрали деревьев?» — «Так кубов шестьдесят!» — «Издалека приехали?» — «Так из Башкирии!» Тут оказались выходцы из разных городов страны, молодые и уж е в годах, но их объединяла та особенность, что почти все они раньше не имели дела с бензопилами и шоссейными дорогами, они ехали пробивать тоннель и теперь без ропота и претен­ зий делают непривычную работу, делают ее на совесть и будут заниматься ею целый год, чтобы поскорее заложить первую взрывчатку под грозный хребет. То есть за­ няться, наконец, своим делом. Наш вертолет взмыл в небо и взял курс на Кумору. На Куморе — второй базовый поселок строителей. На летном поле, расположенном у крайних изб села, нас встретил Сагдиев, пред­ седатель здешнего колхоза «Рассвет», и взялся проводить нас к озеру Иркана. Там рядышком стоят два лагеря - изыскателей и строителей. По дороге он успел рас­ сказать о колхозе, где 65 человек, все больше люди преклонного возраста, пасут коров, сею т пшеницу и овес, выращивают картофель, капусту, морковку, содержат на звероферме голубых песцов. Я не сразу понял, отчего Сагдиев с такой готовностью отправился с нами к озеру Иркана, даже как будто обрадовался поводу нанести визит тоннельщикам, высадив шимся тут несколько дней назад и уже развернувшим в высокой траве табор. И только час или полтора спустя, когда пыльная проселочная дорога осталась позади и мь, си­ дели со строителями за вколоченным в грунт одноногим столом, мне стала понятна цель его хождения на строительный участок. Начальник участка Черфас — ленинградец. Тут все ленинградцы, строители метрополитена, одна из лучших проходчески* бригад Бригада решила всем коллективом ехать на сооружение Байкало-Амурской м Iгистрали. У всех на Неве остались семьи, еще нет ясности, когда и куда их заби­ рать. Сначала нужно построить дома, да не на временной Куморе, хоть озеро здесь в живописных белоснежных горох, как на картинках Женевское озеро, а в будущем поселке Ангаракане, в скорой столице тоннельщиков, которые начнут пробивать путь в скале на западном портале. Поселок будет в 11 километрах от входа в Северо-Муи- с кий тоннель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2