Сибирские огни, 1975, №1
у,ны инфузорий, поселяющихся на различ ных и весьйа разнообразных рачках-боко- плавах. Это интересное открытие впослед ствии было подвергнуто сомнению и без достаточных оснований, без проверки остав лено и предано забвению. Подробно описывается деятельность Гле ба Юрьевича Верещагина, который явился как бы преемником Б. Дыбовского. Он ор ганизовал всесторонние исследования фау ны и флоры Байкала, его гидрохимии, гид рологии, распределения глубин, подводного рельефа, осадков и т. д. Человек широчай шего диапазона научных знаний, Г. Ю. Ве рещагин был признанным авторитетом лим нологии-науки об озерах. Знаток жизни пресных водоемов, Глеб Юрьевич до конца своих дней не мог признать только пресно водные корни происхождения необыкновен ной, ни с чем не сравнимой фауны и флоры Байкала. Он искал доказательства род ственной связи байкальских животных с морскими. Автор красочно рассказывает о поисках Г. Ю. Верещагиным ответа на этот вопрос, о его споре с другим энтузиа стом науки-—акад. Л. С. Бергом и справед ливо заключает, что, хотя сейчас почти все исследователи Байкала отступили от теории морского происхождения байкальской фау ны, вопрос этот окончательно решенным признать нельзя. С именем Г. Ю. Верещагина связана ор ганизация специального научного учрежде ния — Байкальской лимнологической стан ции, на которой работали крупнейшие спе циалисты по различным группам живот ных, —А. Я. Базикалова, Д. Н. Талиев, Г. Г. Мартинсон, К. И. Мейер, Н. С. Гаев ская, Т. Форш, Н. Аничкова и другие. Ныне лимнологическая станция преврати лась в крупное научное учреждение миро вого значения —Лимнологический институт Сибирского отделения АН СССР с большим штатом сотрудников, хорошо оборудован ный специальной аппаратурой и флотом, приспособленным к экспедиционным ра ботам. Заканчивается книга очерком исследова ний М. М. Кожова, изучавшего фауну мол люсков, губок и другие вопросы. Значитель ным вкладом М. М. Кожова является его книга «Биология озера Байкал». Это первая научная сводка сведений, накопленных пре имущественно по фауне Байкала. Не совсем правильно пишет А. И. Голен кова о том, что «после смерти Сварчевско- го М. М. Кожов стал директором Биолого- географического института» и руководил им «бессменно тридцать два года». В действи тельности после Б. А. Сварчевског-о дирек тором был пр-оф. В. Т. Шевяков (1930, 1931 пг.), а затем уже М. М. Кожов. И дальнейшая его деятельность не была беспрерывной. В довоенный период дирек торский пост занимали Яснитский, Никола ев (почвовед), Бочкарев (химик). Книга снабжена хорошими иллюстрация ми—портретами ученых, видами Байкала, часть которых выполнена в цвете. Повествование о первооткрывателях Бай кала не закончено. Как пишет а.втор .в кон це введения к книге, «написать удалось лишь о немногих следопытах Байкала. Впе реди еще много работы...» Проф. А. СКАБИЧЕВСКИЙ В. Н. Турченко. Научно-техническая револю ция и революция в образовании. Изд. поли тической литературы, Москва, 1973. Спросите у любого учителя: что больше всего изменилось в школе за последние двадцать лет? Как вы думаете, что он от ветит? — Школы стали лучше, школ стало больше, два раза переходили на новые про граммы, вводим вместо семилетнего всеоб щее среднее образование, снизили норму по урочной нагрузки, повысили зарплату учи телям? Прежде всего вы услышите: д е т и стали д р у г ими . Раньше дети х о т е л и учить ся, знали, что образование нужно им са мим,—теперь не х о т я т . Раньше занима лись для себя, теперь поняли, что оцен ки больше нужны не им, а учителям. Рань ше после 7—8-го класса в школу насильно не тянули,—теперь исключением никого не испугаешь; нужен процент всеобщего сред него. «Сколько лет работаю, а такого десятого класса у меня еще не было. Чему их нау чили в седьмом, с тем и остались. Ничего делать не хотят!» —почти в каждой школе можно услышать сейчас примерно такие высказывания. Что же, дети стали хуже? Может, и ху же, но не глупее. Исследования говорят, что теперь пятилетний ребенок умнее своего отца, каким он был в семь лет. «В класс труднее входить»: все больше времени учитель тратит на подготовку к уроку. Это уже не мнение, а факт: раньше дети все знания получали от учителя, те перь многие старшеклассники знают б о л ь ше, ч е м у ч и т е л ь , лучше ориентируют ся в новинках литературы, последних дости жениях науки. И странная вещь: с каждым годом все "больше слышится жалоб на пере грузку детей, все настоятельнее требования сократить программы, уменьшить объем упражнений, домашних заданий. А ведь о б ъ е м п р о г р а м м з а 20 л е т п р а к т и ч е с к и .не и з м е н и л с я ! Что же получается: нагрузка у школьни ков — прежняя, а перегрузка растет. Дети стали умнее, а учиться не хотят. Матери альная база школ улучшается, а поведение школьников оставляет желать лучшего. В чем причина сегодняшних проблем? Конечно, не в школе самой по себе, она не стояла на месте эти 20 лет. Проблемы шко лы являются производными от проблем об щества. А все принципиальные перемены в обществе последнего двадцатилетия свя заны с н а у ч н о - т е х н и ч е с к о й р е в о люцие й , поскольку с о ц и а л ь н ы е п о с л е д с т в и я научно-технической револю ции гораздо сильнее, чем последствия непо средственные, производственные. Возьмем, к примеру, пресловутый инфор мационный взрыв. Объем научной инфор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2