Сибирские огни, 1975, №1

ственных представлений. Все это сказыва­ лось на творчестве художника. «Фантасти­ ческая» действительность порождала «фан­ тастические» характеры. Но их патология своеобразна, ибо она относится не столько к клиническим явлениям, сколько в боль­ шей степени к явлениям социальным. Работы Д. Л. Сорокиной целенаправлен­ ны по мысли, убедительны по аргументации, но кое-где в них встречаются «натяжки». Это относится к приводимым литературным параллелям. Борьба Достоевского со «спокойствием», «простотой», «прямолинейностью» в его оригинальной идейно-художественной систе­ ме имела несколько иную окраску, чем в про­ изведениях Л. Толстого и Салтыкова-Щед­ рина. Здесь выступают тонкие связи и раз­ личия, которые не может выявить иллю­ стративная аналогия, применяемая автором. Л. М. Шкаруба в статьях о К. М. Станю­ ковиче касается и метода, и жанра. Он дает подробный анализ идейно-эстетической по­ зиции художника в 70—80-е годы, говорит о его приближении к революционному де­ мократизму в эстетике и о переходе к ново­ му для писателя типу социально-психологи­ ческого романа. Написанные на базе значительного коли­ чества источников, в том числе архивных, исследования Л. М. Шка.рубы затрагивают важный аспект взаимовлияния и взаимо­ действия двух течений русского реализма — социологического и психологического. Интересны статьи, посвященные вопросам жанра и стиля: Л. А. Герасименко — «О жа.нровой природе романов И. С. Тургене­ ва 50-х годов» («Рудин», «Дворянское гнез­ до»); Н. Н. Грузинской — «Новая бытопись А. Ф. Писемского в романе «В водовороте»; циклы статей К. О. Варшавской о жанро­ вом новаторстве А. П. Чехова, А. А. Ачато- вой —о творчестве писателей-реалистов на­ чала XX века. Все они вносят много нового в осмысление жанра и стиля отдельных пи­ сателей, отличаются зоркостью и свежестью конкретных наблюдений. Весьма представителен в рецензируемых изданиях раздел советской литературы. В цикле работ Н. Н. Киселева ставится и решается проблема сатиры в советской драматургии 20-х годов. Описывая особен­ ности литературного процесса этих лет, изу­ чая дискуссии, полемизируя со многими ложными точками зрения, Н. Н. Киселев с верных методологических позиций глубо­ ко трактует и агитационную комедию пери­ ода гражданской войны, и развитие жанра советской комедии первой половины 20-х годов, и творчество отдельных писателей- сатириков. Положительным в сборниках является внимание авторов к проблемам жанра в со­ ветской литературе. В этой области плодо­ творно работают Э. В. Бурмакин («К во­ просу о специфике очеркового жанра»), Э. В. Блинова («У истоков советского пуб­ лицистического фельетона»), В. Н. Сушкова («Художественное своеобразие автобиогра­ фической трилогии П. И. Замойокого») идр. Хотелось бы специально выделить сибир­ скую тему. Томский университет —сибир­ ский вуз. И читатель вправе ждать от том­ ских ученых работ по сибирской литературе, тем более, что они участвуют в создании двухтомной «Истории (русской литературы Сибири» (СО АН СССР). В связи с этим сле­ дует приветствовать .работы Р. И. Колесни­ ковой о В. Шишкове и Л. Сейфгуллиной, статью Е. А. Сафроновой о проблематике рассказов в журнале «Сибирские огни» (1961-63 гг.). Но это, пожалуй, и все. Желательно бы­ ло бы видеть сибирскую тему развернутой более широко. Мы не сказали еще о ряде авторов, статьи которых заслуживают и внимания, и одоб­ рения, .но они очень различны по тематике и проблематике и не укладываются в даже очень широкую «типологию», избранную для рецензии. Несомненно одно: томские ученые на пра­ вильном пути. Их труды — заметный вклад в советскую литературоведческую науку. в. одинокое М. Васин. Чистое небо. Раздумья публици­ ста. «Советская Россия». Москва, 1973. В последние годы человечество все чаще задается вопросом: как взаимодействовать с окружающей средой? Вопрос отнюдь не риторический: бурное развитие промышлен­ ности обернулось многими бедами для при­ роды—для лесов, для рек, для воздуха, которым мы дышим. Первой в мире страной, где не просто се­ туют на копоть и дым, а в законодательном порядке устанавливают предельно допусти­ мые нормы концентрации атмосферных за­ грязнений, явился Советский Союз. На тер­ ритории нашей страны запрещено вводить в действие новые предприятия, загрязняю­ щие атмосферу, если проекты этих предпри­ ятий не предусматривают строительство га­ зоочистных установок. Более того, запре­ щено даже утверждать такие проекты. И не случайно именно у нас в стране приобрело наибольшее развитие централизованное теп­ лоснабжение, что имеет огромное значение для охраны от загрязнения водного и, осо­ бенно, воздушного бассейнов. Журналист и писатель Михаил Васин глубоко и всесторонне изучил проблему охраны окружающей человека среды. Со страстной публицистичностью, в яркой ху­ дожественной форме рассказывает он на страницах книги о поисках путей борьбы с загрязненностью лесов, рек, воздушного океана, о работе ученых и практиков, о своих впечатлениях и наблюдениях. «Мы нередко даже не подозреваем,— пи­ шет автор,—до какой степени находимся во власти воздушной стихии. Сплошь и рядом наше самочувствие, настроение, работоспо­ собность прямо зависят от состояния и ка­ чества воздуха. Сильные ветры на юге вы­ зывают обострение неврастении и мигрени. Одновременно повышение температуры и влажности воздуха резко ухудшает общее самочувствие. Ученые подсчитали, что лет­ ний ветер, имеющий скорость 1 метр в се-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2