Сибирские огни, 1975, №1
ственных представлений. Все это сказыва лось на творчестве художника. «Фантасти ческая» действительность порождала «фан тастические» характеры. Но их патология своеобразна, ибо она относится не столько к клиническим явлениям, сколько в боль шей степени к явлениям социальным. Работы Д. Л. Сорокиной целенаправлен ны по мысли, убедительны по аргументации, но кое-где в них встречаются «натяжки». Это относится к приводимым литературным параллелям. Борьба Достоевского со «спокойствием», «простотой», «прямолинейностью» в его оригинальной идейно-художественной систе ме имела несколько иную окраску, чем в про изведениях Л. Толстого и Салтыкова-Щед рина. Здесь выступают тонкие связи и раз личия, которые не может выявить иллю стративная аналогия, применяемая автором. Л. М. Шкаруба в статьях о К. М. Станю ковиче касается и метода, и жанра. Он дает подробный анализ идейно-эстетической по зиции художника в 70—80-е годы, говорит о его приближении к революционному де мократизму в эстетике и о переходе к ново му для писателя типу социально-психологи ческого романа. Написанные на базе значительного коли чества источников, в том числе архивных, исследования Л. М. Шка.рубы затрагивают важный аспект взаимовлияния и взаимо действия двух течений русского реализма — социологического и психологического. Интересны статьи, посвященные вопросам жанра и стиля: Л. А. Герасименко — «О жа.нровой природе романов И. С. Тургене ва 50-х годов» («Рудин», «Дворянское гнез до»); Н. Н. Грузинской — «Новая бытопись А. Ф. Писемского в романе «В водовороте»; циклы статей К. О. Варшавской о жанро вом новаторстве А. П. Чехова, А. А. Ачато- вой —о творчестве писателей-реалистов на чала XX века. Все они вносят много нового в осмысление жанра и стиля отдельных пи сателей, отличаются зоркостью и свежестью конкретных наблюдений. Весьма представителен в рецензируемых изданиях раздел советской литературы. В цикле работ Н. Н. Киселева ставится и решается проблема сатиры в советской драматургии 20-х годов. Описывая особен ности литературного процесса этих лет, изу чая дискуссии, полемизируя со многими ложными точками зрения, Н. Н. Киселев с верных методологических позиций глубо ко трактует и агитационную комедию пери ода гражданской войны, и развитие жанра советской комедии первой половины 20-х годов, и творчество отдельных писателей- сатириков. Положительным в сборниках является внимание авторов к проблемам жанра в со ветской литературе. В этой области плодо творно работают Э. В. Бурмакин («К во просу о специфике очеркового жанра»), Э. В. Блинова («У истоков советского пуб лицистического фельетона»), В. Н. Сушкова («Художественное своеобразие автобиогра фической трилогии П. И. Замойокого») идр. Хотелось бы специально выделить сибир скую тему. Томский университет —сибир ский вуз. И читатель вправе ждать от том ских ученых работ по сибирской литературе, тем более, что они участвуют в создании двухтомной «Истории (русской литературы Сибири» (СО АН СССР). В связи с этим сле дует приветствовать .работы Р. И. Колесни ковой о В. Шишкове и Л. Сейфгуллиной, статью Е. А. Сафроновой о проблематике рассказов в журнале «Сибирские огни» (1961-63 гг.). Но это, пожалуй, и все. Желательно бы ло бы видеть сибирскую тему развернутой более широко. Мы не сказали еще о ряде авторов, статьи которых заслуживают и внимания, и одоб рения, .но они очень различны по тематике и проблематике и не укладываются в даже очень широкую «типологию», избранную для рецензии. Несомненно одно: томские ученые на пра вильном пути. Их труды — заметный вклад в советскую литературоведческую науку. в. одинокое М. Васин. Чистое небо. Раздумья публици ста. «Советская Россия». Москва, 1973. В последние годы человечество все чаще задается вопросом: как взаимодействовать с окружающей средой? Вопрос отнюдь не риторический: бурное развитие промышлен ности обернулось многими бедами для при роды—для лесов, для рек, для воздуха, которым мы дышим. Первой в мире страной, где не просто се туют на копоть и дым, а в законодательном порядке устанавливают предельно допусти мые нормы концентрации атмосферных за грязнений, явился Советский Союз. На тер ритории нашей страны запрещено вводить в действие новые предприятия, загрязняю щие атмосферу, если проекты этих предпри ятий не предусматривают строительство га зоочистных установок. Более того, запре щено даже утверждать такие проекты. И не случайно именно у нас в стране приобрело наибольшее развитие централизованное теп лоснабжение, что имеет огромное значение для охраны от загрязнения водного и, осо бенно, воздушного бассейнов. Журналист и писатель Михаил Васин глубоко и всесторонне изучил проблему охраны окружающей человека среды. Со страстной публицистичностью, в яркой ху дожественной форме рассказывает он на страницах книги о поисках путей борьбы с загрязненностью лесов, рек, воздушного океана, о работе ученых и практиков, о своих впечатлениях и наблюдениях. «Мы нередко даже не подозреваем,— пи шет автор,—до какой степени находимся во власти воздушной стихии. Сплошь и рядом наше самочувствие, настроение, работоспо собность прямо зависят от состояния и ка чества воздуха. Сильные ветры на юге вы зывают обострение неврастении и мигрени. Одновременно повышение температуры и влажности воздуха резко ухудшает общее самочувствие. Ученые подсчитали, что лет ний ветер, имеющий скорость 1 метр в се-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2