Сибирские огни, 1975, №1

— Спотыкалась и наземь падала. Поды­ малась я дале шла... Ничего тут, .как говорится, ни убавить, ни прибавить. Нелегкие воспоминания, нелегкая судьба. А не печалит рассказ. Крепка духом Ус­ тинья Захаровна, и откровение ее —не для жалости. Гордый она человек, судьбой не обиженный. Было в ее жизни, несмотря на невзгоды, настоящее, большое счастье. Она и теперь полна им. Николай Симаков —журналист. Не раз .выступал с рассказами. Попробовал свои силы в новом жанре. Удачно. Можно не сомневаться: каждый, кто послушает не­ спешную и душевную, откровенную и жи­ вую речь его героини, запомнит и полюбит Устинью Захаровну. А. БОРИСОВ Проблемы метода и жанра. Вопросы лите­ ратуры. Изд. Томского университета, 1973. Литературоведческие кафедры Томского университета издали в прошлом году два коллективных труда — «Проблемы метода и жанра» и «Вопросы литературы». К ним присоединяется и вышедший в 1969 году сборник «Проблемы идейности и мастерства художественной литературы», логическим продолжением которого являются названные книги. В совокупности они демонстрируют достижения томских ученых в разработке актуальных литературоведческих проблем. Какие же проблемы выдвигаются автор­ ским коллективом? Крупным планом выделяется проблема романтизма. Интерес к ней понятен, если учесть общий благоприятный поворот всего нашего литературоведения к этому слож­ ному и недостаточно исследоранному мето­ ду и направлению в искусстве. Романтизму посвящены статьи Ф. 3. Ка­ вуновой, В. Д. Морозова, В. М. Шамахо- вой, Т. И. Ходукиной, Л, А. Герасименко, Н. А. Антропянского, А. С. Янушкевича, Г. С. Прадивляного. Исследования Ф. 3. Кавуновой, которые вошли в ее докторскую диссертацию «Из история русской повести конца XVIII — первой трети XIX в.» (1969) и книгу «Эсте­ тика русской романтической повести» (1973), .выдвигают стройную концепцию эволюции романтизма А. Бестужева-Марлинского. Ученый видит художественную систему пи­ сателя как целое и прослеживает развитие этой системы. Кроме того, .романтические повести Бестужева-Марлинского рассматри­ ваются не только как подступы к реализ­ му, но и как произведения, имеющие непре­ ходящую идейно-художественную ценность. Ф. 3. Каяунова выясняет .видную роль Бе- стужева-Марлинокого в развитии жанра романтической повести, которая в историче­ ской перспективе .вела к творческим дости­ жениям Лермонтова ,и Гоголя. Романтизм изучается многими aiBTopa.Mii в историографическом аспекте. В этом пла­ не привлекает внимание .работа В. Д. Мо­ розова «Н. И. Надеждин в «Вестнике Евро­ пы». В ней ставится сложный .вопрос об отношении выдающегося представителя «философской эстетики» к романтизму. Не­ смотря на ряд работ известного советского литературоведа Ю. В. Манна, посвященных этой теме, статья В. Д. Морозова открыва­ ет много нового в понимании взглядов На­ деждина на проблемы идеалистического обо­ снования искусства и романтизма. Аналогичное направление избрала В. М. Шамахова в статье «Проблема романтизма в эстетике Н. Полевого». Ссылаясь на сла­ бую изученность как отдельных этапов раз­ вития романтизма, так и его представите­ лей и теоретиков, В. М. Шамахова замеча­ ет, что без учета трудов Н. Полевого нельзя составить полного представления о роман­ тизме. Раскрывая противоречия в эстетике Н. Полевого, автор находит то положитель­ ное, что есть в его системе: установление исторической закономерности возникновения романтизма, попытку определить сущность романтизма, выделение центральных проб­ лем романтической эстетики, таких, как проблема национальной самобытности, своеобразия эстетического идеала и др. Автор прочерчивает и перспективу русского романтизма 30-х годов XIX века, в котором усиливаются тенденции объективного отра­ жения жизни. Теоретична статья А. С. Янушкевича «Э. Т. А. Гофман в России», в которой вы­ ясняются отношения В. Г. Белинского к Гофману. Автором на основе большого и детально проанализированного фактиче­ ского материала утверждается мысль, что Белинский показал возможность «сосуще­ ствования в миросозерцании человека и Пушкина, и Гофмана» не как двух полюсов, а как двух взаимосвязанных направлений в литературе. В общем теоретическом русле находится и статья Л. А. Герасименко «Проблемы ро­ мантизма в эстетике Тургенева 50-х годов». Автор расчленяет проблему, выделяя в ней два момента: изображение романтического характера в реалистических произведениях и элементы романтизма в художественной системе Тургенева. Это стоит подчеркнуть потому, что в работе Г. С. Прадивляяого «Проблема романтического героя в поэме Александра Блока «Возмездие» эти момен­ ты четко не различаются. Отсюда, как нам кажется, проблема романтического героя порой отождествляется с проблемой роман­ тизма как метода его изображения. Безого­ ворочное отнесение «Возмездия» и «Двенад­ цати» к романтическим произведениям свя­ зано с неясностью исходных теоретических посылок. Другие статьи, касающиеся литературы XIX—XX ив., не представляют такого един­ ства, какое наблюдается в рассмотренном цикле. Однако проблемы метода и жанра остаются в них ведущими. Д. Л. Сорокина характеризует реализм Достоевского, его «фантастичность». Это объясняется особенностями перестройки русской жизни в 60—70-е гг. XIX в., .резко­ стью ломки старых устоев, интенсивностью исторического процесса, разрушением преж­ них привычных связей, спутанностью нрав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2