Сибирские огни, 1975, №1
хребта, если от Улан-Удэ до западного портала тоннеля 850 километров, а единст венный а ту сторону тракт обрывается у эвенкийского селения Тазы на 550-м километ ре и дальше нет дорог, только узкая охотничья тропа петляет в сырой тайге от зи мовья к зимовью?.. Вокруг гольцы, каменистые россыпи, заболоченные поймы рек, суровая горная тайга, прибежище лосей и косуль. Будь у нас дирижабли, которых давно ждут крупные стройки Сибири, умственные силы и технические средства тоннельщиков сейчас были бы переключены на пробле мы, для них более занимательные, чем доставка грузов по бездорожью к порталу будущего прохода в горах. Но дирижаблей нет, как их не было ни на Усть-Илиме, ни в Мирном, где уже подсчитана была получаемая с их помощью экономия обществен ных затрат. И теперь проходчики-метростроевцы ломают голову над тем, как излов читься и по мостам Баргузинского тракта, рассчитанного на транспорт весом до 10 тонн, протащить свою технику, которая значительно тяж елее... «В этой ситуации, — говорил мне Шаповалов, — нет иного выхода, как срочно пробивать новую дорогу, и мы уже выбросили по трассе наши десанты». И снова мы летим над трассой — древним гужевым трактом, который тянется вдоль Байкала оживленной транспортной артерией. По мосту через Итакцу, по улочкам Гремячинска и Турки, мимо деревни Максимихи идут колонны самосвалов, бульдозе ров, тракторов, самоходных кранов, как будто мы летим над прифронтовой полосой, где готовится наступление. Баргузинский ссыльный декабрист Михаил Кю хельбекер, младший брат Вильгельма Кюхельбекера, друга Пушкина, в «Кратком очерке Забай кальского края», составленном здесь при участии брата, мечтал соединить реки Во сточной Сибири каналами и волоками, связать их водной сетью с западными и восточ ными районами России. Ему виделся скзозной путь по внутренним рекам из Каспий ского и Балтийского морей через Сибирь и Тихий океан. Этот проект, он был уверен, «хотя и переходит за границу сбыточного, однако же не за пределом возможного». Размышляя о сквозном пути через Сибирь, Кюхельбекер смотрел далеко вперед. Он только не мог тогда знать, что этот путь будет железнодорожным. Мы летим над Баргузинской долиной, с обеих сторон зажатой скалистыми хреб тами. В долине шириною от сорока до восьмидесяти километров сошлись сухие сте пи, сочные заливные луга, хвойные леса, горы со снежными шапками, соединились все краски, такие чистые и буйные, как будто долина взяла на себя функции ВДНХ. Пасутся крупные отары овец, стада коров, встречаются одинокие избы, срубленные у горячих источников «аршанов», где местное население отдыхает и лечится с давних времен; в тихих гаванях баргузинского устья видны золотистые лесные «сигары». ...За поселком Усть-Баргузин дорога уклоняется вправо, и ее характер меняется, теперь это тихий проселок, на котором редко заметишь автобус иди грузовую м а шину, спешащую из города, как здесь называют столицу республики, в Улюн, или Курумкан, или Дыренский источник. Вот, наконец, крыши эвенкийского селения Тазы, мы проходим низко над ними, пугая мохнатых лаек, бегущих вослед нашей тени. В реке Баргузин, на перекате, вид ны красивью донные камешки, мы их тоже оставляем позади и, пролетев еще семь километров, опускаемся в высокую траву урочища Умхэй. Умхэй по-бурятски означа ет что-то вроде тухлый, пахнущий неприятно. Этим названием живописная местность обязана целебному сероводородному источнику, расположенному на зеленом остро ве посреди реки, под сенью могучих лиственниц. К этому источнику, мне рассказыва ли, после работы ездят на грузовиках тоннельщики, строители дороги от Тазов до Уоя- на, кто посидеть в деревянной горячей ванне, а кто и просто так, побродить по пояс в траве, в хвойном лесу. Лагерь тоннельщиков разбит на правом берегу реки. Мы с воздуха еще заметили в лесу выкорчеванную площадку, вагончики, палатки, электростанцию , бревенчатые строения. Отсюда берет начало транспортная магистраль к Северо-Муйскому хребту. Эту точку на карте и главную ось дороги выбрали в декабре 1973 года начальник изыскательской экспедиции института Сибгипротранс Грицкевич и заместитель главно го инженера института Савченко, когда на крошечном Ми-1 летали над тайгою из кон ца в конец. Они учли три подходящих направления, которые предстояло сравнить при наземной разведке. Недели три спустя в тайгу вышли два вездехода. Грицкевич знал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2