Сибирские огни, 1975, №1

хребта, если от Улан-Удэ до западного портала тоннеля 850 километров, а единст­ венный а ту сторону тракт обрывается у эвенкийского селения Тазы на 550-м километ­ ре и дальше нет дорог, только узкая охотничья тропа петляет в сырой тайге от зи­ мовья к зимовью?.. Вокруг гольцы, каменистые россыпи, заболоченные поймы рек, суровая горная тайга, прибежище лосей и косуль. Будь у нас дирижабли, которых давно ждут крупные стройки Сибири, умственные силы и технические средства тоннельщиков сейчас были бы переключены на пробле­ мы, для них более занимательные, чем доставка грузов по бездорожью к порталу будущего прохода в горах. Но дирижаблей нет, как их не было ни на Усть-Илиме, ни в Мирном, где уже подсчитана была получаемая с их помощью экономия обществен­ ных затрат. И теперь проходчики-метростроевцы ломают голову над тем, как излов­ читься и по мостам Баргузинского тракта, рассчитанного на транспорт весом до 10 тонн, протащить свою технику, которая значительно тяж елее... «В этой ситуации, — говорил мне Шаповалов, — нет иного выхода, как срочно пробивать новую дорогу, и мы уже выбросили по трассе наши десанты». И снова мы летим над трассой — древним гужевым трактом, который тянется вдоль Байкала оживленной транспортной артерией. По мосту через Итакцу, по улочкам Гремячинска и Турки, мимо деревни Максимихи идут колонны самосвалов, бульдозе­ ров, тракторов, самоходных кранов, как будто мы летим над прифронтовой полосой, где готовится наступление. Баргузинский ссыльный декабрист Михаил Кю хельбекер, младший брат Вильгельма Кюхельбекера, друга Пушкина, в «Кратком очерке Забай­ кальского края», составленном здесь при участии брата, мечтал соединить реки Во­ сточной Сибири каналами и волоками, связать их водной сетью с западными и восточ­ ными районами России. Ему виделся скзозной путь по внутренним рекам из Каспий­ ского и Балтийского морей через Сибирь и Тихий океан. Этот проект, он был уверен, «хотя и переходит за границу сбыточного, однако же не за пределом возможного». Размышляя о сквозном пути через Сибирь, Кюхельбекер смотрел далеко вперед. Он только не мог тогда знать, что этот путь будет железнодорожным. Мы летим над Баргузинской долиной, с обеих сторон зажатой скалистыми хреб­ тами. В долине шириною от сорока до восьмидесяти километров сошлись сухие сте­ пи, сочные заливные луга, хвойные леса, горы со снежными шапками, соединились все краски, такие чистые и буйные, как будто долина взяла на себя функции ВДНХ. Пасутся крупные отары овец, стада коров, встречаются одинокие избы, срубленные у горячих источников «аршанов», где местное население отдыхает и лечится с давних времен; в тихих гаванях баргузинского устья видны золотистые лесные «сигары». ...За поселком Усть-Баргузин дорога уклоняется вправо, и ее характер меняется, теперь это тихий проселок, на котором редко заметишь автобус иди грузовую м а­ шину, спешащую из города, как здесь называют столицу республики, в Улюн, или Курумкан, или Дыренский источник. Вот, наконец, крыши эвенкийского селения Тазы, мы проходим низко над ними, пугая мохнатых лаек, бегущих вослед нашей тени. В реке Баргузин, на перекате, вид­ ны красивью донные камешки, мы их тоже оставляем позади и, пролетев еще семь километров, опускаемся в высокую траву урочища Умхэй. Умхэй по-бурятски означа­ ет что-то вроде тухлый, пахнущий неприятно. Этим названием живописная местность обязана целебному сероводородному источнику, расположенному на зеленом остро­ ве посреди реки, под сенью могучих лиственниц. К этому источнику, мне рассказыва­ ли, после работы ездят на грузовиках тоннельщики, строители дороги от Тазов до Уоя- на, кто посидеть в деревянной горячей ванне, а кто и просто так, побродить по пояс в траве, в хвойном лесу. Лагерь тоннельщиков разбит на правом берегу реки. Мы с воздуха еще заметили в лесу выкорчеванную площадку, вагончики, палатки, электростанцию , бревенчатые строения. Отсюда берет начало транспортная магистраль к Северо-Муйскому хребту. Эту точку на карте и главную ось дороги выбрали в декабре 1973 года начальник изыскательской экспедиции института Сибгипротранс Грицкевич и заместитель главно­ го инженера института Савченко, когда на крошечном Ми-1 летали над тайгою из кон­ ца в конец. Они учли три подходящих направления, которые предстояло сравнить при наземной разведке. Недели три спустя в тайгу вышли два вездехода. Грицкевич знал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2