Сибирские огни, 1975, №1
стал выглядеть еще более чудовищным. Но отношения эти рождаются трудно, в упор ной борьбе со старым. Это старое живет вместе с такими, как Семен Малышев и Егор Лисин, сохранилось оно и как мрач ная память о преступлении Лисина. О нем знают только двое: сам Егор и сын Стрель цова Петр, теперь уже- взрослый парень. Пролог необходим для того, чтобы протя нуть живую ниточку от прошлого к настоя щему и создать ситуацию морального кон фликта этого прошлого с настоящим, .в ко тором новое закономерно возьмет верх. Эту борьбу и отражает интрига Малышева, действующего заодно с сыном Егора Лисина против Петра Стрельцова. Несмотря на ложные показания, клевету и коварство врагов Петра, справедливость оказывается на его стороне. Он выходит победителем. Петр Стрельцов, человек честный и пря мой, чуждый предрассудков, воплощает в себе качества, воспитанные новой советской действительностью. Его нравственный облик дополняет история путешествия рыбаков по рыхлому апрельскому льду Байкала от Святого до Горемыки. Путешествие с само го начала было рискованным, но и вся жизнь рыбака связана с риском. Провалив шись в полынью, утонули лошади. Вместе с ними на дно ушли продукты и теплые ве щи. Голодая, проваливаясь в ледяную воду, рыбаки прошли десятки километров, каждый из которых мог стать последним в их жизни. О колючий и острый, как нож, апрельский лед они порвали обувь и в кровь изрезали ноги. Конечно, можно было разрезать поч товую сумку и сделать подметки. Но тогда пропадет почта, долгожданные письма, цен ные документы... Можно сказать, что повесть «От Свято го до Горемыки» — это произведение о любви (Вера Малышева и Петр Стрель цов), преодолевающей довольно сложные жизненные обстоятельства, людскую злобу и зависть, клевету и коварство. С тем же основанием можно сказать, что это повесть о человеческом предательстве (Егор Ли син, Семен Малышев), которое наказыва ется самой жизнью. В этой же повести автор рассказал нам и о захватывающе интересном, полном драматизма путешест вии трех своих героев от Святого до Горе мыки, образующем вполне самостоятель ную часть. Нужна немалая фабульная изо бретательность, чтобы уложить все это в неумолимые пропорции жанра. Однако выдумывать и изобретать —совсем не в манере Жигжитова. Он рассказывает не сколько историй из жизни рыбаков поселка Аминдакан, в неприкосновенности сохра няя все, как было. Его материал, замыслы слишком хорошо отлежались и обросли плотью, чтобы поддаваться свободному и искусственному конструированию. Вот по чему жизнь рыбацкого поселка, показан ная широко, в ее естественном беспорядке, не уместилась в рамки того однопланового сюжета, который, как и в прежних пове стях, автор использовал в новом произве дении. Так, например, замечательная сама по себе история путешествия рыбаков, не связанная с основным конфликтом пове сти, образовала композиционный «нарост». Сюжетная «теснота» отразилась и «а рас крытии характеров. Многим героям не хва тило действия, и они так и остались только намеченными. Стрельцовы и Лисины, Вера и Семен Малышевы, Мишка Жигжитов, Иван Зеленин — все они списаны с натуры и уже своим первым появлением произво дят впечатление жизненности и ре альности. Познакомиться же с ними по ближе, увидеть их характеры в действии, до конца раскрывающем заложенную в герое индивидуальность, читателю не при шлось по причине их недостаточной сю жетной «занятости». В подобных случаях Чехов когда-то советовал: «Что-нибудь из двух: или меньше персонажей, или пишите роман». Из перечисленных героев повезло лишь одному Семену Малышеву. Он не только обрисован несколькими точными и яркими штрихами, но и показан в психологической динамике. Может, потому и приоткрылась нам душа этого озлобленного, в чем-то ущемленного и притом весьма неглупого человека. Повесть «От Святого до Горемыки» для писателя —освоение нового рубежа, свя занного с более глубокой разработкой нравственного конфликта, с изображением характера в усложнившихся обстоятельст вах и связях. Если прежних героев Жиг житова мы заставали главным образом наедине с суровой сибирской тайгой, кото рая сама является одной из основных уча стниц событий, то страницы повести «От Святого до Горемыки» заселены гуще. Приключенческие мотивы решительно ото двинуты на второй план коллизией нрав ственного порядка. Автор стремится изо бразить жизнь главного героя Петра Стрельцова как можно полнее, показать ее со всех сторон. Раздвинувшаяся тематика произведения вызвала неудержимый поток авторских знаний, наблюдений и образов из его немалого жизненного опыта. Избы точность материала, вообще свойственная творчеству Жигжитова, в новой повести превысила емкость жанра. Характер этого материала, предельная достоверность и цельность жигжитовских образов, нерасчле- нимость художественной картины требова ли более синтетичной формы выражения. Не случайно вслед за повестью «От Свято го до Горемыки» писатель принялся за роман-эпопею «Подлеморье» — итог его пятнадцатилетнего художественного и все го жизненного опыта. Сейчас завершена первая книга романа, который публикует журнал «Байкал». В ярких, колоритных сценах, поражающих богатством глубоко пережитого материала, сочностью диалога, проходит перед чита телем жизнь подлеморцев. Жизнь, полная труда и лишений, риска и романтики. Тем более, что показан ее переломный истори ческий момент — начало революционной борьбы. При этом Жигжитов сумел объять многосложную действительность края как художник, сцементировать пестрые впе чатления в цельной и одухотворенной кар
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2