Сибирские огни, 1975, №1
художественного смысла произведения, ко торое, в свою очередь, становится разнооб разнее и разностороннее в идейно-темати ческом отношении. Первая охотничья повесть Жигжитова — «Снежный обвал» — это лишь интересная, несколько драматичная история про шесте рых баргузинских соболевщиков. Автор здесь еще не столько писатель, сколько большой знаток собольего промысла, о ко тором ему хочется рассказать подробнее и увлекательнее. Читатель увидел тайгу, побы вал на охоте, вместе с героями повести пере живал у обметища, где притаился таежный хитрец соболь. И это не так уж мало. По весть читается с неослабевающим интересом. Но все это еще совсем не то, для чего Жиг- житов пришел в литературу. Он пришел не только с экзотической темой и не для того лишь, чтобы увлечь читателя приключенче ской стороной профессии охотника и рыба ка. У Жигжитова есть своя проблематика. Он пишет, чтобы поделиться думами о судь бах, о характерах подлеморцев, выразить сложную свою любовь к родному Байкалу, беспокойную заботу о будущем его природы. Подтверждением тому является один из первых его рассказов — «Преступле ние в тайге». На маленькой, «капельной» таежной поляне случилось большое злодей ство. Браконьер Гунявый убил двух безза щитных лосей, которые не могли убежать по острому, как нож, весеннему снежном/ насту. Этот банальный эпизод браконьер ской охоты писатель рассказал как чрезвы чайное, страшное происшествие вполне целе устремленно. В рассказе изображена не только ужасная сама по себе гибель лосино го семейства, «капельная» таежная полянка стала местом преступления человека перед природой. Эта большая мысль потребовала ярких, особых средств художественного воп лощения. Автор воспользовался условно-ро мантической символикой, что придало рас сказу аллегоричность, притчевую интонацию. Гибель лесных животных, наделенных чело веческими свойствами, подчеркивает антигу манную сущность браконьерства. Преступ ление Гунявого в конечном итоге —это пре ступление перед людьми, потому что судьба природы неотделима от судьбы человека. Вернемся к «Снежному обвалу». Если в коротком рассказе Жигжитов сумел выра зить очень значительную мысль, прибегнув к фольклорным поэтическим средствам, то повесть потребовала от писателя более раз ностороннего мастерства. Она, например, не простила неопытности в вопросах компози ции. В «Снежном обвале» писатель не выб рал «центра зрения». В повести нет глазно го героя и основного конфликта, раскрываю щего его характер. Индивидуализации ге роев не способствует и упрощенно-приклю ченческий сюжет. В результате — все шесте ро охотников выглядят одинаково мужест венными и честными людьми, искусными со- болевщиками. Отсутствие в повести психоло гически разработанных характеров значи тельно обеднило ее художественную мысль. В отличие от «Снежного обвала» в пове сти «Моя Малютка-Марикан» характеры за помнились лучше. О Ха-беле мы уже знаем не только как о хорошем охотнике. Хабель —натура не простая. «В нем сидели два Петра... Один — храбрый, великодушный русский мужик. Второй — злой хищник», — пишет автор, но и без этих слов читатель уже достаточно хорошо представляет себе Хабеля. Характер раскрыт ходом действия. Сюжет повести не исчерпывается приключен ческими мотивами. О-н охватывает жизнь таежников шире. Действие происходит в советское время. Теперь охотник —подлинный хозяин тайги, и относиться к ее богатству о.н должен так же по-хозяйски. Повесть рассказывает, с ка кими трудностями приходило к ба.ргузин- ским охотникам это новое отношение к тай ге, как нелегко было расставаться с прежни ми привычками. Именно через столкновение матерого браконьера с охраной заповедни ка, с его директором — самоотверженным энтузиастом Сватошем —читателю приот крывается непростой характер Хабеля. В построении повести угадывается наме рение автора выдвинуть вперед те образы, которые наиболее ярко выражают два борю щихся сознания. Это образы Сватоша и Ха беля. Они закономерно поставлены в центр повествования и обрисованы полнее других героев. Благодаря раскрытию этих двух ха рактеров, автору удалось художественно рассказать о наиболее существенном в жиз ни баргузинских охотников в годы органи зации заповедника. То, что мог быстро понять смекалистый русский мужик Молчанов по кличке Хабель, нелегко находило себе путь в темном, опу танном шаманскими представлениями соз нании друга Хабеля эвенка Остяка. Об этом рассказывают две другие повести: «Тропа Самагира» и «За ущельем Семи Волков». Композиционный центр обеих повестей — образ эвенка Самагира. Последний охотник из рода Самагиров покидает исконно при надлежавшие его предкам промысловые угодья, которые оказались теперь на терри тории Баргузинского заповедника. Куда де ваться одинокому Волку, одному из лучших соболевщиков Подлеморья? Пойти к буряту пасти баранов? «Лучше умру»,— сам себе отвечает Самагир. Пойти к русскому желе зом ковырять землю? «Пусть пуля пронзит мою голову»,—с такими мыслями и безыс ходным отчаянием в сердце пустился Сама гир на Восток по своей новой тропе, к новой жизни. Автор поставил перед собой задачу нема лой сложности: показать, как своим дрему чим сознанием эвенк понял необходимость мучительного шага — оставить Малютку-Ма- рикан. К таким мыслям он не мог прийти через чью-то агитацию или знания (так, на пример, .малоубедителен развиваемый авто ром мотив о «большом Батыре Ленине», к которому часто мысленно обращается Ось ка),—к таким мыслям привела Самагира сама жизнь, его новая тропа. Остяк пришел на не менее богатые про мысловые места. И пусть не нашел он туг черного соболя, зато повстречал красивую девушку, полюбил ее. Любовь к Чимите за полнила ту пустоту, что осталась в сердце
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2