Сибирские огни, 1975, №1
Э . Бальбуров ПРОЗА МИХАИЛА ЖИГЖИТОВА Лет пятнадцать назад группа бурятских писателей, совершая поездку по берегу Бай кала вместе со своим гостем — московским поэтом Василием Журавлевым, сделала при вал .в живописном уголке Баргузинского за лива—селе Максимиха. Остановились в ни чем не приметной избе у самой дороги на краю села. Хозяин дома, баргузинский охот- ник-соболевщик, принял гостей с большим радушием. Вечером он решил прочесть писа телям свои записи, которые делал в свобод ное время между летней путиной и охот ничьим сезоном. Это были первые рассказы тогда еще никому не известного Михаила Ж'игжитова. Вскоре они появились в журна ле «Байкал». Так подлеморский1 охотник Жигжитов ступил на свою новую, литера турную тропу. Через тернии творчества и годы упорного труда она привела его к ус пеху, й читателю. Михаил Ильич Жигжитов пришел в лите ратуру немолодым уже человеком, имея за плечами немалый жизненный опыт. Прежде чем стать писателем, он сменил несколько профессий. Был учителем начальной школы, работал башлыком 2 у байкальских рыбаков, ходил на соболя, на медведя, будучи штат ным охотником Баргузинского промыслово охотничьего хозяйства. Профессии менялись, но одно было постоянным —любовь к род ному Подлеморью. Вся жизнь Михаила Жигжитова была связана со славным си бирским морем. Сын бурята-казака из ста ницы Большой Луг, он никогда «е жил в городе. Его литературный успех многие объ ясняют экзотикой темы, уникальностью творческой биографии. «Дерсу Узала, взяв шийся за перо»,— сказал о нем Владимир Тендряков. Эта фраза стала постоянным спутником писательской судьбы Жигжито ва, придавая ей определенный оттенок сен сационности. Однако чудо нужно видеть не в самом по себе литературном дебюте баргузинского I П о д л е м о р ь е — тан местные жители называют байкальское побережье. “ Б а ш л ы к — бригадир сетевой лодки охотника. Оно в другом — в тех невероят ных изменениях, которые произошли в Бу рятии за годы Советской власти, в невидан ном расцвете ее культуры, в создании для человека таких условий, при которых слова о гармоническом развитии личности уже на чинают претворяться в жизнь. Нет. не Дерсу Узала взялся за перо в глухой таежной деревушке Максимихе. Свой рассказ о красоте сурового Байкальского края, о тружениках-сибиряках начал чело век, обладающий достаточной внутренней культурой. Художник по натуре, он долгие годы пристально присматривался к этой не броской красоте, прислушивался к живому слову таежника. Это верно: как и знаменитый герой Ар сеньева, Жигжитов весь принадлежит свое му Байкалу, своей тайге, но это уже другая тайга, другой край, преображенный, где мо жет появиться настоящий писатель — и не как чудо, а совершенно закономерно. За годы, что прошли с той счастливой встречи в Максимихе, намного выросло пи сательское мастерство Жигжитова. Можно подивиться, насколько быстро он прошел дистанцию от простеньких зарисовок из ры бацкой и охотничьей жизни, написанных не опытным новичком, до многопланового ро мана из двух книг, публикацию которого уже начал журнал «Байкал» и готовит из дательство «Современник». Что стоит за этим стремительным твор ческим ростом? Прежде всего — труд. Спер ва терпеливый и незаметный, когда будущий писатель только вынашивал свою мечту о литературном творчестве, когда долгие годы по крупицам, по словечкам он накапливал то речевое богатство, которым с расточи тельной щедростью пользуется сейчас. Те перь, когда мечта осуществилась,—это труд, упорный до изнурительности, вдохновенный и радостный, труд, нужный людям. Профессионализм только подчеркнул са мобытность прозы Жигжитова. Художест венно-изобразительная оснащенность позво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2