Сибирские огни, 1975, №1
К отрогам Северо-Муйского хребта Северо-Муйский скалистый хребет со снежными вершинами, одна выше другой (самая высокая вознеслась на 2,5 километра над уровнем моря), изрезан дымными ущельями и узкими речными долинами, по которым пробирались на оленьих нартах кочевники-тунгусы, а по их тропам золотопромышленники вели караваны вьючных ло шадей. Открытый и описанный в 60-х годах XIX века, этот хребет стал на какое-то вре мя в центре внимания русских горных инженеров, изучавших «северный» вариант Ве ликого Сибирского железнодорожного пути, который оказывался ближе к золотым при искам, к месторождениям других полезных ископаемых. Но горная страна выглядела неприступной, и это обстоятельство, конечно же, в числе многих прочих, заставило предпочесть направление трассы через южный Байкал. И много позднее геологи не оставляли в покое таинственный горный хребет с ра стущим у подножья кедровым стлаником, с мощными осыпями, труднодоступный д ля переходов. Полагали, что широкие поисковые работы могли бы привести к но вым неожиданным открытиям, а вслед за этим и к размещению в этом краю горно рудной промышленности. Но то ли впрямь хребет не хотел к себе подпускать, отпугивал снежными обвала ми и камнепадами, то ли другие причины мешали, но крупных заявок на месторожде ния так и не появилось. Изыскатели трассы Байкало-Амурской магистрали тоже лазали по крутым, иногда отвесным скалам, и единственное, что они могли предложить, это направить ж елез ную дорогу открыто петлять через Ангараканское седло и через другие седла, имев шие отметки немногим больше километра. На подходе к хребту предусматривали не большой тоннель длиною 1185 метров. Его собирались построить за полтора года, и это техническое решение было вполне на уровне возможностей транспортных строи телей в предвоенные и военные годы. В техническом проекте БАМа, выпущенном в 1945 году, сообщалось о многих вариантах пересечения хребта. Преимущество отдава ли проходу «открытой трассой с петлеобразным развитием линии, с тоннелем в пре делах петли на западном склоне и с глубоким вписыванием в долину реки Муякан на восточном склоне». Понадобилось еще три десятка лет изысканий, расчетов, сопоставления вариантов, чтобы прийти к новому решению — пробить через Северо-Муйский хребет сквозной тоннель длиною 15,3 километра — самый крупный тоннель в истории отечественного транспортного строительства. В мире есть тоннели подлиннее, но ни один из них не возникал в столь сложных инженерно-геологических условиях, в глухом необжитом краю, за сотни километров от места обитания людей. «Такой школы мировая инжене рия еще не проходила»,— говорил мне Шаповалов, начальник проектно-конструктор ского бюро тоннельного отряда № 11, участник строительства тоннелей на Кольском полуострове, на железной дороге Абакан—Тайшет, в отрогах Памира в Афганистане. Я встретился с Шаповаловым в Улан-Удэ. Это может показаться странным, но больше всего разговоров о Северо-Муйском тоннеле услышишь не в прилегающих к той горной стране районах, даже не в Ниж- неангарске, где обосновался тоннельный отряд, а здесь, в центре Бурятии, в Улан-Удэ, еще точнее в гостинице «Байкал», которая на время стала диспетчерским пунктом по пересылке людей и техники на опорные базы строительства. Люди здесь останавли ваются с дороги, ночуют, принимают душ , и весело бывает видеть по утрам в буфете гостей, как их называет администрация гостиницы, в ковбойках и в мягких домашних тапочках, узнавать в них строителей метрополитена, привыкших к брезентовым курт кам, к заляпанным грязью сапогам, к грохоту подземных работ. Их спешно отправля ют самолетами и вертолетами к месту назначения, на таежные базы, а грузы везут на тракторах по старинному тракту, уходящему на север, до Усть-Баргузина. Там пе регружаю т на арендованные у рыбозавода и у колхозов баржи, они плывут дальше по Байкалу до Нижнеангарска, где их нетерпеливо поджидают, прохаживаясь вдоль причала, тоннельщики. Но как доставить буровые установки, машины, оборудование, цемент, тысячи тонн других грузов к месту строительства самого тоннеля — к отрогам Северо-Муйского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2