Сибирские огни, 1975, №1
древности —Новгородской республики. По нимая историческую необходимость жерт вы, автор не может принять ее в своем нравственном чувстве, отражающем целя и идеалы современного человека. Трагедия для него -не кончилась, а началась с паде нием Новгорода, ибо начинается кровавая, бесконечная, сотня лет длящаяся история русского самодержавия, безжалостно затап тывающего все ростки народной свободы, духовной независимости, закояшюти. И то сочувствие, которое испытывает ав тор к своей героине,— не только любование сильным и ярким русским женским характе ром и даже не только сострадание умному и смелому человеку, бессильному повернуть вспять безжалостный ход событий. Его Марфа — не схема, не идеал; это властная боярыня, деятельная, хозяйственная, энер гичная; и все же в постаревшей женщине, потерявшей обоих сыновей, родной дом, на конец, Новгород, но духовно не сломленной, Дм. Балашов видит .побежденный, но не истребленный до конца, вольный дух русской республики. В. Янин неточно истолковывает замысел романа: традиционная трактовка исторической трагедии не отрицается авто ром, она лишь значительно углублена и рас ширена на основе художественной и исто рической правды. Нравственный пафос «Марфы-Посадни- цьь» тесно связывает ее со всею современной литературой; в то же время широта и мно гогранность ее концепции, как и художест венная сила,— серьезный успех современной исторической прозы, прозы 70-х годов в целом. * * * Анализ исторической прозы 60—70-х годов в общем русле литературного процесса зна чительно расширяет наше представление о нравственном поиске современной советской литературы. Мы явственно видим, как со временный опыт советских писателей, идеи, проблемы, их волнующие, обогащаются, вбирая в себя огромный опыт прежних поколений. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2