Сибирские огни, 1975, №1
дущего: «завтра» в .руках московского князя, создавшего могучее централизованное рус ское государство,— присоединение Новгоро да вдвое увеличило его территорию, эконо мическое и военное могущество русского царя. И все же это для автора — лишь часть правды в ее полном объеме. Исторический прогресс ведь не кончается на одном, дан ном акте; двигаясь вперед, человечество что-то приобретает, что-то теряет, от чего- то отказывается, к чему-то возвращается; приговор истории далеко не всегда оконча телен, не всегда «обжалованию не подле жит». Пропуская события сквозь призму исторического опыта и нравственного чувст ва современного человека. Дм. Балашов от четливо видит, что конец Новгорода означа ет весьма' существенные утраты для русской истории, русской культуры; и именно это — а не только страдания «черных людей» — порождает в романе тревожную, скорбную, трагическую ноту, все более усиливающую ся к финалу. При всей исторической ограниченности новгородского вечевого строя — это для ав тора все же единственная форма народного участия в государственной власти, которую знает наша старая национальная 'история. Автор ничего не идеализирует, в его рома не знаменитое вече уже окончательно пре вратилось в эффектную комедию, разыгры ваемую на боярские теньги. Но еще памят ны «те времена К'»гда щитннки, замочники и кузнецы смещали епископов и вмешива лись в дела государственного управления, когда на вече представительствовали стар шины цехов, подлинные представители чер ного народа, и на них опирались бояре в борьбе за власть». Более того, даже в эпо ху кризиса и вырождения вечевого строя, он все же «пронизывал всю организацию город ской жизни. Торговля и ремесла, суд и шко ла, дела церковные и мирские — все было связано с вечевыми порядками и все подчи нялось им». Расстаться с ними для боль шинства новгородцев не так-то просто; с глубоким сочувствием рисует Балашов на родное восстание, вспыхнувшее в ответ на требование Ивана уничтожить вече. «С бы стротою, свидетельствующей о вековых на выках, собирались выбранные, создавался Совет, опрашивались уличане...». Традиции народовластия, демократии действительно существуют в Новгороде Дм. Балашова; их крушение— великая, невозвратимая потеря. Столкновение Новгорода с Москвой — не просто спор абсолютной монархии с бояр ской олигархией, которая оказалась менее жизнеспособной и прогрессивной как форма власти в русском феодальном обществе. В Новгороде присутствует у людей сознание какой-то законности, каких-то человеческих прав, пусть ежеминутно нарушаемых, но по крайней мере существующих; в Москве же никогда не было ничего подобного. В рома не сталкиваются между собой две идеи, два понятия — ираво и произвол,— связанные со всей историей двух русских государствен ных образований. Сама мысль о каком бы то ни было участии подданных во .власти для московского владык» противоестествен на и глубоко враждебна. Есть историческая и социально-психологическая правда в том, что со стороны Новгорода в романе дейст вует множество личностей, думающих, ищу щих, терпящих крушение, в то время как со стороны Москвы —лишь одна личность Ивана. III, все же прочие, даже самые близ кие к нему люди—холопы, все достоинство которых—усердие в службе. Присоединение Новгорода к Москве для автора— прежде всего глубокая нравственная трагедия, свя занная с мучительной ломкой представле ний. Это относится ко всему новгородскому населению; но даже бояре, при всем их яв ном вырождении и исторической ©ине перед Новгородом, все же пользуются авторским сочувствием — просто как свободные люди, вдруг, впервые в жизни, ощутившие себя бесправными рабами. «Липкий пот высту пил у Григория «а спине под рубахой. Он не знал, как это страшно, вот так, просто и вдруг, быть схвачену по чужому приказу, р-азом лишиться воли, достоинства, гордости и даже свободы движения. Он понимал храбрость, смертельный риск сечи и даже смерть в бою... Но теперь его .впервые охва тил страх, тошноватый и мерзкий. Чувство вать это бессилие, невозможность скинуть чужие руки, а паче того — духовное бесси лие, бесправие свое, когда остаешься один, и никто не поможет, никто не защитит, и не только яеможно отбиться, но и права от биваться ты лишен, ибо взят по суду, и свои, ближние, и те молчат или против — это 'было паче смерти, паче .всего, мыслимо го доднесь! Тучин стоял, дрожа и облива ясь холодным липким потом, и, не в силах унять эту дрожь беззащитного тела, ненави дел себя». Да, но ведь на стороне Москвы — вели кая идея единства русского народа, разор ванного на части! .Весь парадокс заключа ется в том, что в романе эта мысль впервые зарождается в мозгу новгородца; великая мысль приходит в голову духовно свободно му человеку, а не, окажем, царскому дьяку Степану Брадатому, несмотря на всю его книжную ученость. Добровольный переход новгородца Назария на сторону Москвы.— тоже трагедия: деспоту нужны не едино мышленники, а холопы; и сама, идея единст ва Руси, поначалу захватившая Ивана сво ей перспективностью, вскоре отталкивает его уже тем, что говорит о каком-то долге самодержца перед народом: «Мысль, не дававшая ему (Ивану) по коя, наконец, обрела свой вид. Вот они, старые опасения! Вот она, смута новгород ская! Язык русский! Законы единые! С этой стороны ограничить власть, его власть? Русская земля? Как у них тут: Господин Великий Новгород, вече, мужики,— так и по всей земле?! Земля, а не он? Посадник от мужиков? Мысль была настолько неле пая, что Иван рассмеялся. Нет, власти, бо гом данной, предками утвержденной, он не отдаст яико.му. Расточить! Подальше от та ких умников!». Трагическая диалектика истории заключа ется в том, что национальное объединение Руси происходит за счет гибели высшего со циально-культурного достижения русской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2