Сибирские огни, 1975, №1
землевладельцев... Вольнолюбие Новгорода, его вечевой строй были вольнолюбием при вилегированной верхушки общества, погло щенной борьбой между собой за власть, до ходы и влияние... Новгородское боярство сделалось враждебным самому Новгороду». Главная мысль романа, по мнению В. Яни на., сводится к тому, что присоединение Нов города к Москве, невзирая на все жестокие расправы с жителями города, было истори чески прогрессивным актом. Дм. Балашов действительно показывает, что конец феодальной республики историче ски закономерен. Падение Новгорода неиз бежно, хотя он древнее, больше, культур нее, богаче Москвы. Почему — вот вопрос, волнующий и писателя, и героев романа. «Что сталось с силой новгородскою? Что совершилось с Господином Великим Новго родом?». Этот тревожный вопрос становит ся непрерывным рефреном повествования. «Вот они, соборы! —восклицает Марфа.— Вот святыни! Вот иконы, гробы святителей новгородских! Вот торг великий, со всего мира стремятся к нему купцы!- Вереницы обозов, а по веснам лодейное толпление — не окинуть и глазом! Многолюднее стал город... Народу уже и не счесть сколько! Богатств скопилось — поболе чем встарь. И народ не черный какой; не нищеброды мо сковские, ремесленники наши и в кузнечном деле, и в серебряном, и в полотняном, се дельном, шорном, книжном, каменном — в любом такое делают, что и не снилось на Москве. Нету тдм таких мастеров! И мы, бояра, в вотчина-х наших дело ведем луч- же московских князей, товар не гноим, руб ли у холопьев не займуем». И вот этот ог ромный, могущественный, знаменитый го род, как переспелый плод, валится в руки великого Московского инязя при первом же усилии с его стороны. Перед лицом москов ской угрозы новгородцы проявляют нере шительность, .растерянность, недальновид ность; неведомая сила сковывает ум и во лю вождей республики. По какому-то зло вещему стечению обстоятельств в самый опасный момент у власти оказываются люди случайные, слабые, нерешительные. Так, во лею жребия, первым человеком в городе — архиепископом — становится бывший ризни чий, безвестный озлобленный «хорек» Фео- ф'ИЛ, трепещущий от одной мысли о столк новении с Москвой. Трусливый, внутренне надломленный человек оказывается и во главе новгородской рати, выступившей про тив Москвы; славное своим умением в ма лом числе громить вражеские дружины, нов городское войско на Шелони позорно бежит от значительно меньшей по численности мо сковской рати под командованием князя Данилы Холмского. «Как соломенное чуче ло растрепали, как Кострому на потехе ве сенней! Часу не стояли на бое том!» — с от чаянием говорит Марфа. И после этого страшного урока новгородские боя.ре, как несмышленые дети, поддаются каждой уловке коварного Московского князя, изме няют, колеблются, сами идут навстречу сво ей гибели и гибели своего государства; Марфа — единственная зрячая среди сле пых — не в силах остановить их. Что же подорвало внутреннее могущество республики? Глубокий, непреодолимый .рас кол новгородского общества, неотвратимый процесс классового расслоения внутри него, отвечает автор. Он широко изображает зло вещие признаки социального кризиса Новго рода. — бешеные ,распри боярских «¡концов», а главное,— неуклонное накопление богат ства, прав, власти на одном полюсе и ни щеты, бесправия, обездоленности— на дру гом. Вместе с богатством накапливается своекорыстие и безответственность, вместе с нищетой — пассивность и равнодушие к де лам государства, Постепенно ненависть к собственным обидчикам и угнетателям — боярам и богатым купцам — начинает у ¡ре месленников и крестьян перевешивать пре данность своему «вольному» .государству, в котором им уже .нечего защищать. Ослабле ние этой .народной поддержки, которая бы ла всегда главной в Новгородской респуб лике, и вызвало в конечном счете распад и прострацию всего общества, Без всякой вульгарной прямолинейности показывает Дм. Балашов, как эта общая закономер ность .пробивает себе дорогу в самых не ожиданных, но решающих случайностях. Именно боязнь раскола новгородцев толкну ла умирающего архиепископа Иону на то, чтобы решать вопрос о своем преемнике пу тем жребия. Именно недоверие бояр к вои нам и простонародью побудило их на Шело- нв построить войско «свиньей» — тем самым порядком, который ¡новгородцы многократно громили, начиная со времен Александра Невского. Новгороду противопоставлен крепнущий ум и воля молодого русского царя, тонкого, расчетливого политика, осторожного и ум ного «.великого шахматиста», сдерживающе го доводами рассудка, свое неуемное, ярост ное властолюбие, Иван III ¡изображен в рас цвете ¡незаурядного таланта, в тот счастли вый момент, когда «все это—и победы рат ные, и каменная красота, и величие власти, уже как бы содержались, созрели, были уготованы Ивану, и лишь ¡не исполнены, но и исполнение их уже начало воплощаться в образы, телесными очами зримые». Сама история на стороне Ивана; его могучая единоличная власть превращается в опору .государственной целостности русского наро да перед лицом татарской угрозы. Об этом в романе говорит боярин Стива Оболенский во время «стояния» на Оке против татар ского войска: «Едина власть всем ¡нужна, не только государю!.. Власть великого кня зя Московского всем нам силу дает. Одна голова, один кулак! Эко — сто восемьдесят тысяч скопилось на. Оке ратного народу! И все вместях! А без князя Ивана енти бы сто восемьдесят тыщ ионе друг с другом реза лись!». Идея спасительного единовластия Московского князя ¡начинает ¡проникать и в среду новгородского «черного люда»; мно гие открыто радуются царской раоправе над своими ¡боярами. «Да уж, что уж,— уклон чиво говорит мужичонка растерянным ново- городским воителям.—Как вашей милости а тут всякому кланяйся, ужотко одна власть для всех!.. Вы-то не больно для нас доб ры!». Новгороде романе—прошлое без бу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2