Сибирские огни, 1975, №1
Перед смертью к шукшинскому Разину, однако, вновь возвращаются спокойствие и уверенность. Ему не жаль жизни, хотя он знает, что уходит навсегда. Но он уверен в том, что выполнил свою задачу: |дал лю дям свободу уже самим примером своим. ] Эта уверенность и родит в Разине нравст венную мощь, которую увидели в нем не навистные палачи во время пыток и казни. Духовное величие выдающегося человека как раз и заключается в том, что в своих жизненных целях и исканиях он воплоща ет стремления, понятные и присущие всем людям. Этот общечеловеческий нравствен ный резонанс «великих» важнее, чем пре имущество их ума, воли, одаренности и да же че.м непосредственный исторический .ре зультат их деятельности — к такому выво ду приходят сегодня многие советские писа тели. Д. Гранин привел в одной ив своих биографических повестей следующее выска зывание Эйнштейна: «Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для историче ского процесса, чем- чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно ос тается неизвестным». Такое нравственное величие духа не про тивопоставляет «героя» «толпе», но, напро тив, делает жизнь выдающегося человека важной я близкой для каждого. Выдвижение нравственной идеи на первый план, тесно объединяя многие течения со временной советской литературы, порожда ет, однако, и противоречия, общие, кажется, почти для всех .наших современных писате лей.: В свое время Достоевский устами Ива на Карамазова призывал полюбить жизнь прежде всех .рассуждений о ней, прежде да же смысла, ее./Нет нужды доказывать, как важен этот принцип для художника вооб ще, для исторического писателя в особенно сти. А. С. рушкия в статье о драме Н. По година «Мар.фа-Посадница.» писал, что ис торический писатель ни в коем случае не должен жертвовать полнотой правды ради даже самых любимых своих идей и убежде ний, «Не он, ¡не его политический образ мне ний, не его тайное или яаное пристрастие должно... говорить в трагедии,—но люди минувших дней, их умы, их ¡предрассудки. Не его дело оправдывать и обвинять, под сказывать речи. Его дело воскресить минув ший век во всей его истине». Как писал П. А. Вяземский, Пушкин .«...не историю во площал... в себя и в свою современность, а себя перенес... в историю и в минувшее»1! В какой мере ¡пушкинские принципы худо жественной объективности, воплощены в тех произведениях Б. Окуджавы и В. Шукшина, о которых сейчас говорилось? Конечно, для обоих писателей история — вовсе не просто повод для выражения современных чувств и идей; речь идет в обоих случаях о пережи вании реальной истории, реальных лиц и событий; мучительность процесса декабри стов для ¡нравственного чувства простого че ловека. не выдумана Окуджавой, так же, как героическая духовная простота Разина' — не изобретение В. Шукшина. Авторы дей ствительно идут от истории, отталкиваются от истории; и тем не менее, чувствуется, что важнее всего для них не сами события, но нравственный смысл, в них открываемый. Разрешить волнующую их мысль для них важнее, чем достичь многосторонности в изображении людей и событий; духовный смысл явления — важнее самого явления. И это невольно придает «Глотку свободы» характер лирико-философской поэмы-прит чи, так же, как роман «Я пришел дать вам волю» своей поэтической «выпрямленво- стью» порой напоминает не роман, а скорее сказку. Сильные и глубокие по идее и ее поэтиче скому воплощению, произведения Б. Окуд жавы и В. Шукшина, гем не менее, остают ся в пределах лирико-философского типа художественного осмысления бытия. Между тем, объективное назначение современной художественной истории состоит прежде всего в расширении социально-исследова тельского, последовательно реалистического начала художественного сознания. И здесь наша современная историческая проза тоже имеет серьезные достижения. В их числе можно назвать глубокое художественное решение именно той классической коллизии русской истории, о которой писал А. С. Пушкин^/ Я говорю о романе Дмитрии Ба лашова «Марфа-Посадница». V/Роман этот ¡представляет собою .не только самое сильное в русской литературе худо жественное воплощение одного из драма тичнейших эпизодов становления России как единого государства, эпизода, с XVIII столетия .волнующего русских писателей. Это еще и наиболее последовательная в со временной п-розе реализация пушкинских принципов объективности исторического пи сателя. Падение Новгородской .республики перед державной волей великого князя Мо сковского Ивана. III волнует автора не как притча, не как символический иа.мек на лю бимую писательскую идею, но прежде всего как реальное событие огромной важности, наложившее свой отпечаток на всю даль нейшую историю России. И главные усилия писателя направлены на. то, чтобы с макси мальной художественной полнотой передать реальный драматизм и значимость того, что происходит в его романе. Каждый из «ак тов» трагедии, созданных самой историей, насыщен волнующими коллизиями, яркими характерами, среди которых выделяются два.: Иван III и великая новгородская боя рыня Марфа Борецкая. Роман, однако, не сумма ярких ка.ргвн- взображений, иллюстрирующих историю; значение этой книги гор.аздо выше. В ¡каж дом эпизоде присутствует мысль автора, стремящегося постичь исторический, нрав ственный смысл огромного события в его целостности. Говоря о ¡концепции романа, известный исследователь древнего Новгорода В. Янин в предисловии к роману пишет, что основ ным пафосом «Марфы-Лосаднацы» являет ся ¡полемика с традиционной трактовкой ги бели Новгорода как гибели «народоправст ва», побежденного монархией. Новгород ская республика «не была иа.родояравство.м. Она была государством бояр, крупнейших
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2