Сибирские огни, 1975, №1
Эти олова—уже из другого исторического произведения — из романа В. Шукшина «Я пришел дать вам волю». Произведения Б. Окуджавы и В. Шукшина так же не по хожи друг на друга, как не похожи их ге рои; кинематографически отчетливые и «кар тинные» эпизоды нового романа о Степане Разине резко отличны от лирически-услов- ной, гротесковой живописи Б. Окуджавы, где авторская скорбь и тревога открыто де формируют реальные контуры людей и со бытий. В идейно-философском плане, одна ко, обе вещи пересекаются. В трактовке знаменитого русского героя Василий Шукшин значительно отходит от своих предшественников в советской исто рической прозе, среди которых выделяются Алексей Чапыгин и Степан Злобин._ Шук шинский Разин — менее всего трезвый и хо лодный мыслитель, каким выведен он в ро мане Злобина; но это и не совсем тот сти хийный, хмельной бунтарь, каким изобра жен он в знаменитом «Разине Степане» А. Чапыгина. В первых эпизодах Шукшин показывает легендарного атамана умным и тонким вое начальником и политиком. Даже враги на чинают понимать, что это «не просто раз бойная душа»; что же касается его бесхит ростных товарищей, то он для них загад^ ка особенный человек, вынашивающий «никому не ведомые далекие мысли», вождь, «кому богом дано вести за собой». Загадка как бы передается и читателю: что стоит за действиями Разина, за его личностью. Тайна Разина в трактовке Шукшина, од нако, проста. Грозный атаман у него даже напоминает ребенка прямотой непосред ственностью мотивов своих действии и са мих действий. «Эх, дите ты, дите... И натне- вался, и наигрался, и напился — все сразу», _говорит Матвей Иванов, мудрый русский мужик, который в романе более всех выра жает авторскую точку зрения. И очень по хож шукшинский Разин на многочислен ных героев рассказов и повестей, составив ших сборники «Земляки» и «Характеры», мрачноватых, простодушных людей, чуть инфантильных, может быть, наивных, но очень цельных внутренне, духовно. Главное свойство этих типично шукшинских героев _ органическая неспособность примириться с жизненной ситуацией, оскорбляющей их нравственное чувство. Тема эта в произве дениях Шукшина варьируется от анекдота («Свояк Матвей», «Мой зять украл машину дров» и т. д.) до трагедии — Спирька Су- раз. который убивает себя, потому что не в силах убить обидчика; Степка, бегущий из тюрьмы за месяц до освобождения, не выне- ся тоски по дому, наконец, Егор в «Калине красной»... В романе «Я пришел дать вам волю» этот шукшинский характер гипотети чески накладывается на историческую лич ность. Как и в рассказах, герой романа по стоянно задумывается над главными, «дет скими» вопросами бытия: «Жизнь то и дело сшибала Разина с мыслями крупными, не разрешимыми. То он не понимал, почему царь — царь, то злился и негодовал, почему люди могут быть рабами, и при этом жи- 11 . Сибирские огни № 1 . вут, смеются, рожают детей... То он вдруг перестал понимать смерть — человека нету. Как это? Совсем?.. Для чего же все было? Для чего он жил?» И как для многих, лю бимых героев «современных» шукшинских произведений, для Разина дать ответ на эти вопросы, построить жизнь на основах сове сти и правды, — важнее и дороже самой жизни как таковой. «Не пойму я только, Фрол,— говорит он бывшему другу, стру сившему перед последним походом,— чем уж тебе жизнь так мила, что ты ее, как не весту дорогую, берегешь и жалеешь?! Пога ная такая жизнь! Чего ее беречь, суку, еслив она то и дело раньше смерти от страха об мирает? Чего уж так жалко бросать? С ба бой спать сладко? Жрать, что ли, любишь? Чего так вцепился?.. Не было тебя... И не будет. А народился — и давай трястись: как бы не сгинуть? Тьфу!.. Ну, сгинешь, что тут изменится?». Превосходство Разина над другими в трактовке В. Шукшина — не в государст венной мудрости, не в храбрости и воин ском искусстве, но в нравственной целост ности, в своеобразном максимализме, в пре увеличенной,' гипертрофированной (хотя и простой, понятной каждому) совести. «Ду ша у тебя такая: жалостливая», — говорит тот же Матвей яростному атаману, только что беспощадно расправившемуся со своими врагами, да и просто с теми, кто попал под горячую руку. Буйный, неуемный, скорый на расправу, Стенька действительно «жа лостлив». Он признается в походе: «Я, вид но, в деда: всех убогих, бездомных тоже жалко... Да ишо, когда бьют их... Бьют та ких, Иван! Не слышим мы — стон, стоит по деревням да городам. И такие же русские... Курвы: ни стыда, ни жалости — бьют. Как маленько посильней да царю угодней, так норовит, змея такая, мужику на шею». При мириться с вопиющей обидой и несправед ливостью, которую на его глазах учиняют над бедными людьми, Разин не может, не умеет. «Я вольный казак...— говорит он же не.— Но куда я деваю свои вольные глаза, чтобы не видеть голодных и раздетых, без домных!» Сострадание к простым мужикам, над которыми издеваются сильные мира сего, порождает ненависть к палачам; гнев так и рвется из Степана: «Жить не могу, как подумаю: какие-то свиньи помыкают на ми... Рубить!..» И знаменитый поход Разина на Москву— порыв страстного человека: немедленно, сразу, во что бы то ни стало восстановить справедливость! «Гадов повывести на Руси, все ихные бумаги подрать, приказы погро мить — люди отдохнут. Что, рази плохое дело?» Дело — справедливое; и в то же время в самый разгар борьбы вождь восстания ощу щает, что все шатается под его ногами. «Дело, которое он основал на крови, часто невинной, дело — только тронешь — рушит ся. Рассыпается в прах». Это внутренне ко леблет героя романа, порождает в нем ди кие, слепые вспышки ярости, необдуман ные поступки, хмельное буйство, жажду смерти...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2