Сибирские огни, 1975, №1
же Евгений из «Медного всадника», такой, каким изобразил его Пушкин, отнюдь не только жалок; ведь он любит и любит са моотверженно; и эта самоотверженная лю бовь поднимает его до высоты своего нолу- божественного противника, делает в чем-то равным ему. Во всяком случае, в его отча янном, безмолвном бунте, брошенном богу и небесам («иль вся наша и жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над зем лей?»), ничуть не меньше высокой духов ности, чем в «отсель грозить мы будем шведу». Гипотеза автора повести «Глоток свобо ды» как раз и состоит в том, что пушкин ский Евгений вполне способен и правомо чен судить Петра, что нравственное чувство обыкновенного человека, в том качестве, в каком оно утверждается русской классиче ской литературой, — надежный критерий в оценке исторического деятеля. Пропуская через смятенную душу своего скромного ге роя одно из самых позорных и трагических событий русской истории — процесс декаб ристов, Б. Окуджава и сам как бы сливает свой голос с ним, скрываясь под условной маской человека прошлого столетия, просто душного и честного— что-то вроде поста ревшего, умудренного жизнью Авросимова- Гринева. Авросимов приходит к сочувствию Песте лю и его делу не через восторженное пре клонение юноши перед смелостью револю ционера, штурмующего небо. Тот Пестель, с которым сталкивает его судьба, способен вызвать скорее сострадание, чем восхище ние. В прошлом остался блестящий полков ник, герой войны, человек бесстрашного ума и железной воли, способный очаровывать людей и вести их за собой; сейчас перед Авросимовым — арестант с желтым лицом и трясущимися руками. Стремительное кру шение дела его жизни, лавина предатель ства, обрушившаяся на него, поколебали декабристского вождя; покинутый всеми, он остался один на один с «прусачками», киша щими по стенам каземата, да собственной судьбой, в которой замаячила ему вечная, позорная солдатчина, —подлинной своей участи даже он, с холодным умом своим, представить не в силах... Но именно такой Пестель становится для Авросимова нравственным мучением. Снача ла — «тоска непонимания»: как мог «зло дей» решиться на такое? В чем начало его замыслов? Затем—сомнение: «а нет ли это го начала и в нем самом, Авросимове?». Этический резонанс декабрьского восста ния, по мысли Б. Окуджавы, как раз и за ключается в том, что оно в самой своей не удаче открыло глаза людям на самих себя. Ибо стремление к свободе, ненависть к не справедливому порядку вещей в зародыше присущи каждому человеку; Пестель и его друзья лишь осмелились открыто выразить это в мыслях и действиях. Чуть ли не каж дый в повести ощущает суд над Пестелем — как суд над собой. Все внутренне поколебле ны, все чувствуют свою вину и угрозу себе, тщетно пытаются утвердиться перед собой и людьми. И Авросимов видит, что на его глазах происходит нечто постыдное. Вопреки своей совести, своим убеждениям, движимые толь ко чувством страха за жизнь, за судьбу, за свою долю «жизненного пирога», люди всей громадной массой наваливаются на несчаст ного полковника, чтобы его головой, его жизнью выкупить собственное благополучие и спокойствие. Предают бывшие друзья- единомышленники, предают родные и близ кие... Оргия предательства, вакханалия пре дательства! И сам Авросимов — тоже ча стица этой толпы, набросившейся на одного лежачего, скрученного по рукам и ногам. Люди не хотят этого; каждый в отдель ности не устает твердить о своей приязни, даже «любви» к обреченному на казнь. Со весть их противится предательству; симво- личны самоубийство молоденького офицера и назойливые исповеди доносчика Майборо- ды, который отчаянно, по-собачьи преданно заглядывает в глаза людей, надеясь про честь в них свое очищение и оправдание; в ответ его хлещут по щекам... Что-то, одна ко, заставляет люден участвовать в этом торге, ибо, взятые все вместе, они уже не люди, а частицы жестокой и бездушной ма шины, которая всей тяжестью навалилась на узника с дрожащими руками, перемалы вая ему кости. И Авросимову вдруг открывается, что тот священный «порядок вещей», тот самодер жавный строй, о котором он и подумать прежде не мог без благоговения, есть не что иное, как злая машина, лицемерная игра, противоположная совести, благородству, простой порядочности. Чувство радостной «отделенное™» от страшной судьбы полков ника сменяется ощущением трагической свя зи с ним; уже не только Пестель, а он сам кажется себе заточенным в каземат. Неожи данная мысль приходит ему в голову: «Так, может, прав этот чертов полковник, возна мерившийся избавить нас от вечного страха и от вечного предчувствия беды?». Рядом с ненавистью к мятежнику выра стает в герое неодолимое желание помочь ему, спасти его от неминуемой гибели. Так возникает у писаря неожиданный, безумный и неосуществимый план: органи зовать побег Пестеля из крепости... Стремление к свободе общечеловечно, она доступно каждому сердцу и совести. При всем величии подвига революционного вож. дя те мотивы, которыми руководствуется он, понятны всем, соизмеримы с любым че- ловеком. Здесь рушится барьер «Медного всадника»; «особенные» и «простые» вполне понимают друг друга. «Даже кто притерпел ся и отупел в рабстве и не зовет жизнь по зором, кому и стон-то в горло забили, все— с малолетства клейменные, вечно бесправ ные, и они истинно радуются, когда видят того, кто ногами попрал страх и рабство». В нем любят «захороненную надежду свою / на счастье, на светлое воскресение; надежду эту не могут, оказывается, вовсе убить ни самые изощренные, ни самые что ни на есть тупые, последовательные владыки мира сего».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2