Сибирские огни, 1975, №1
мой идеей, а огромным знаменем интерна ционализма, братства рабочих всех стран! История не кончена, она бесконечна!» 3 Нравственные коллизии, рассмотренные нами, характерны для современной истори ческой прозы. Мы убедились в том, что большинство исторических писателей созна тельно или невольно полемизируют с мета физической трактовкой культурной и духов ной истории человечества. Не абстракция неподвижных устоев, полумистнческих атри бутов народного «духа», но динамическая, революционно-трагедийная концепция раз вития личности лежит в основе большин ства произведений о прошлом. Гораздо ши ре по сравнению с некоторыми публициста ми и критиками трактуют паши писатели русский национальный характер, рассмат ривая это понятие в историческом и соци альном развитии, включая в него тип ин теллигента, мыслителя, революционера, на рушителя традиций. Характерно и то, что, исследуя прошлое, писатели часто выходят за пределы национальной истории, обра щаясь к опыту интернациональному. В ре зультате герои, проблемы, нравственные конфликты исторических произведений за метно приближают нас к проблемам сегод няшнего дня, эпохи научно-технической революции. Что касается «деревенской прозы» в це лом, то неверно сводить отношения между нею и исторической прозой к прямой или косвенной полемике. Их главное различие— в герое: у одних — человек «массы», наро да, у других—выдающаяся личность, чело век, опережающий свое время. «Просто» че ловек и «великий человек»... Нравственную преграду, воздвигнутую историей между ними, гениально изобразил Пушкин в «Мед ном всаднике». Роковой барьер непонима ния трагичен для всех героев пушкинской поэмы: принижая Евгения, сводя его суще ствование к «мизеру», предельному, мучи тельному ограничению цели и смысла бы тия, он в то же время обесчеловечивает Петра, превращает великого строителя в деспота, в злобное и тяжеловесное приви дение, безжалостно преследующее безза щитную жертву. Я думаю, что органическое ^еприятие по добного нравственного раздвоения человече ства и является тем, что очень тесно и глу боко объединяет обе «ветви» современной советской прозы. Барьер штурмуется с раз ных сторон: одни стремятся «поднять Евге ния», открыть духовную красоту, силу, нрав ственное величие «простого человека», дру гие же —- «очеловечить Петра», спустить великого человека с каменного пьедестала, приблизить к людям, сделать его доступ ным их пониманию, их нравственному суду. В одной из современных исторических по вестей эта тенденция к сближению разде ленных историей персонажей пушкинской поэмы проявляется, на мой взгляд, особен но наглядно и отчетливо. Речь идет о пове сти Булата Окуджавы «Глоток свободы», где лицом к лицу сталкиваются два чело века, на первый взгляд, абсолютно несов местимых, живущих как бы в различных из мерениях: вождь декабристов Пестель, са мый последовательный и смелый среди дво рянских революционеров, и молодой дворя нин помещик Авросимов, провинциал, вла делец двухсот душ, волею случая заброшен ный на писарский стул в комиссии, ведущей следствие по делу декабристов. Один — ре шительный враг существующего порядка вещей, другой — человек рядовой судьбы и цели, неразрывно с этим порядком связан ный, являющийся его частицей; для него ужасна сама мысль о том, что можно посяг нуть на общественное устройство. С ужа сом, гневом, возмущением смотрит он на плененного мятежника; и самое «личное», самое «интимное» преломление трагической судьбы полковника поначалу заключается для него в радостном чувстве своей свобо ды, невиновности, доступности для него карьеры и прочих жизненных благ: «Госпо ди, как это прекрасно придумано, что че ловеку непричастному можно дышать сво бодно, что есть судья, который все видит, все знает, и ни в чем его не собьешь. Вдруг могло случиться так, что он, Авросимов, хо дил бы, влача цепи на ногах... Ап не случилось!..» Нота органического взаимного «отталки вания» героя и обывателя, как известно, сгущена до символа в знаменитой «Песне о Соколе»; гибель гордой птицы вызывает у благоразумного Ужа лишь смесь страха и любопытства, в конечном счете способствуя самоутверждению ползающей твари: «Земли творенье — землей живу я!» Заставляя вспомнить своими начальными эпизодами о горьковской поэме, повесть Булата Окуд жавы ведет нас, однако, в противополож ном направлении: между героями повести возникает духовный мост. Ибо Авросимов — не Уж, не «обыватель», не «мещанин». Это «простой человек», «маленький человек», в том качестве, в каком его раскрывала клас сическая русская литература. Явственней всего литературный источник героя повести «Глоток свободы» можно обнаружить в про изведениях А. С. Пушкина; вообще, в осно ве этой повести несомненно лежит лириче ское переживание тем, образов, идей пуш кинского творчества. Прежде всего вспоми нается Гринев из «Капитанской дочки», дво рянский недоросль, который воспитывался, как фонвизинский Митрофанушка, — и в котором в нужную минуту проснулись и честь, и благородство, и подлинное муже ство, и то чувство высокой внутренней спра ведливости, которое заставило его, убеж денного приверженца дворянского строя, от дать должное Пугачеву. Скромность, обыч ность судьбы героя, вызванная обстоятель ствами, ограниченность его мировоззрения, жизненных целей — все это для Пушкина (как и для Достоевского и для других рус ских классиков) вовсе не исключает высо ких человеческих стремлений, живущих в нем. Андрей Платонов, кажется, первый подчеркнул в одной из своих статей, что да
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2