Сибирские огни, 1975, №1
Так что же — осуждение Робеспьера с точки зрения могущественных законов исто рии? Упрек ему за неумение понять подлин ный ход вещей? Нет, художник не подписы вает приговор истории; его книга — траги ческий апофеоз великого героя французской революции. Ибо в железных тисках обстоя тельств мы видим человека, последователь но честного и мужественного, до конца, да же перед лицом страшных, неразрешимых для него противоречий остающегося верным своим принципам, своему историческому долгу, своей совести. «И если пришла оче редь Робеспьера платить по счету — в доб рый час. Он сделал все. что мог. Если бы можно было начать сначала, он все повто рил бы. Единственное его убежище — исти на; он не хочет ни сторонников, ни похвал, его оправдание — в собственной совести». Общеизвестна ограниченность мировоззре ния и исторической миссии мелкобуржуаз ного революционера, будь это Робеспьер, вождь южноамериканской революции Боли вар или русские народники. Но есть еще не что более важное в этих мучениках исто рии. Сегодняшний художник глубоко ува жает и высоко ценит великую совесть лю дей, которые органически не могут прими риться с бесчеловечностью, жестокостью, глупостью «объективного порядка вещей», несправедливого общественного строя. Пусть их принципы неосуществимы для их эпохи; пусть их борьба обречена на пора жение; но они не могут иначе; и эти их «субъективные» свойства сами по себе — ве ликое достижение исторического прогресса, не ограниченное непосредственными резуль татами их деяний, обращенное в будущее. Порыв мужества и гнева, обгоняющий по ступательный ход истории, — так трактует современный художник трагедию русских народников. Не ошибки их теории и такти ки, но их моральные свойства выступают сегодня на первый план в многочисленных повестях и романах на эту тему; и здесь, пожалуй, важнее всего не «безумство храб рых», «штурмующих небо», но органическая невозможность примириться с чудовищным злом и насилием. В романе Ю. Трифонова «Нетерпение» одно из важнейших проявле ний революционной ситуации в России — рост «чувства чести» в русском человеке, по требность до конца защищать человеческое достоинство. «Откуда... эта непобедимая боль, эта невозможность примириться?» — спрашивает себя Андрей Желябов, герой трифоновского романа, и вспоминает «секу- ции» крепостного детства, унижения голод ной юности, бессильно сжимающиеся кула ки, бесчисленное число раз пережитое чув ство постыдной беспомощности в борьбе за попранную справедливость. Все это нака пливалось десятилетиями, чтобы вылиться в безудержный порыв боли, сострадания и не нависти, неумолимо требующей немедлен ного действия, немедленного разрешения. Писатель превосходно чувствует человече ские мотивы, приведшие народников к терро ру: неудача пропаганды в массах, их инерт ность; произвол, казни, расправы царского правительства; надругательства над чув ствами, над честью лучших людей России— все толкало к волевому нажиму на ход со бытий, к попытке отомстить правительству, силой, угрозой вырвать у него столь необ ходимые для дела революции демократиче ские свободы. «Правительство не хочет идти ни на какие уступки. Наоборот: жмут все крепче, давят все туже. Как же противо действовать? Ну хотя бы, как ответить на экзекуцию Боголюбова? На расправу с те ми, кто протестовал? На то, что почти 70 человек умерли, не дождавшись суда? На зверские приговоры, каторги, ссылки— за что? Этих людей, которые в бешенстве хва таются за револьверы, можно понять». Отвага и решимость народников, их го товность бороться до конца за права чело века, за народную свободу, за справедли вое социальное устройство — все это не ушло с их гибелью, осталось в русском об ществе, превратилось в героическую духов ную эстафету русской революции. Не толь ко различие мировоззрения, революционной тактики и стратегии, но и нравственная пре емственность двух поколений русских рево люционеров — вот что сегодня подчерки вается в соотношении большевиков-ленин- цев и героев Народной воли. По-новому рисует отношения между стар шим и младшим Ульяновыми В. Осипов, автор повести «Река рождается ручьями». Мужественное решение Александра умереть за свои убеждения, используя последние дни своей жизни для их пропаганды, оказы вает на симбирского гимназиста огромное воздействие, толкает его в сторону револю ции: «Значит, это очень важно — уничтоже ние царизма, самодержавия. Нет ничего важнее этого, если только за одну лишь воз можность публично подтвердить на суде эту идею человек отдает жизнь». «Чувства доб рые» и духовные порывы, обгоняющие вре мя, — не пустяк в истории. Сколько бы ни затаптывались, ни искажались они безжа лостным объективным ходом вещей — рано или поздно они все же находят опору в ре альном движении общества, становятся ма териальной силой. Такую материальную силу, в которую вы ливается революционная энергия, видит ге рой повести Василия Аксенова «Любовь к электричеству» большевик Леонид Красин. «Электричество» — так называет эту силу русский революционер, который одновре менно «строит электростанции и делает бомбы»; одно оказывается тесно связанным с другим. В понятии «электричество» слита энергия революции социальной и научно- технической; в этом залог грядущего про гресса и интернационального братства для всех людей. «Я очень люблю электричество», — так говорит Красин в ответ на мрачные предсказания философа-мистика, пророчест вующего идейное перерождение большеви ков после победы революции. В этой силе, духовной и материальной в одно и то же время, соединяющей энергию революционно го преобразования общества со страстью на учного созидания, видит он мощное основа ние для исторического оптимизма. «Мы по бедим, — думает большевик,— не держав-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2