Сибирские огни, 1975, №1
«— Крисп советует выдать им по сто, Гибрид. — По сто? — Гибрид засмеялся коротень ким, лающим, подобострастным смешком. —- По сто? Не мало лп- — И я думаю. Гибок а, что Крисп пожад ничал немного. По сь. пятьдесят! А? Гибрид кивнул. — Так и быть, по сто пятьдесят тысяч сестерциев и одному, и другому. В награду! Сулла подождал, какое впечатление про изведут его слова. И дождался. Фроитан и Руф пали ниц н поползли на животе. Они ползли, как собаки. Доползли до великого господина своего и припали устами к склад кам его тоги. И долго лобызали золотистую вавилонскую ткань. Почти у самого пола». Вот идеальные отношения между поддан ным и властелином для Суллы: человек, как собака, ползает в ногах господина своего и радостно визжит, получив вместо пинка жирную кость. Сулла вправе гордиться: ведь перед ним ползают не египетские ра бы, но полноправные граждане свободного Рима... Какой широкий диапазон нравственных качеств властителей Добра и Зла в их дей ствиях! Современный писатель стремится именно к классическим наиболее «рельеф ным» историческим драмам, когда объек тивный смысл деяния явственно проеци руется в личности деятеля, в его духовном и нравственном мире. Личность как полно правный субъект исторического действия, личность, несущая всю полноту моральной ответственности за него, — вот пафос исто рической прозы, вот объект ее исследования. Разумеется, не случайность и почти одно временный выход широкого круга наших писателей к образу революционера; это от звук все более растущей общественной по требности в герое, связанном с движением истории, а не ее статикой. В то же время новое художественное обретение традици онного для советской литературы героя не есть повторение пройденного; в нем своеоб разно преломляется опыт советской литера туры последних десятилетий. Революционер интересует сегодня писателя не столько как «особенный человек», Человек с большой бук вы, сколько как человек в обычном смысле этого слова. И берется герой не в «звезд ную минуту» для себя, не в момент торже ства или в ореоле священного мученичест ва, но нередко в тягостный момент сомне ний, духовного и нравственного кризиса. Безнадежный тупик, неразрешимый, му чительный клубок противоречий —• в таком положении изображен знаменитый француз ский революционер в повести А. Гладилина «Евангелие от Робеспьера». Нет, не в траги ческий день термидорианского переворота, не с высоты позорного эшафота, гильотини рующего французскую революцию: Робеспь ер еще у власти, более того, он победитель, он спас революцию от внешних и внутренних врагов; армия преследует интервентов на их территории, оппозиции разгромлены, рояли сты выброшены из страны. И вот теперь, на вершине, он вдруг чувствует, как бездна разверзается под ногами, как невыносимая прострация сковывает его ум и волю. И мысль его несется кругами, судорожно пуль сируя и ни за что не зацепляясь в мучи тельных и безнадежных попытках объяснить себе: почему все произошло так, как произошло? Почему он, демократ, гуманист, ученик Жака Руссо, защитник свободы и прав че ловека, один из главных авторов самой де мократической в истории Франции^ консти туции 1793 года, последовательный пропо ведник общечеловеческих нравственных норм, творец морально-религиозного культа «Высшего существа», наконец, просто чест ный человек, Неподкупный, чуждый всяких личных интересов и корысти, — почему ом, придя к власти, стал знаменем и символом жестокого, кровавого террора? «Террор означал приостановку тех демократических декретов, осуществления которых Робеспьер добивался столько лет. Террор означал пре вращение страны в огромный военный ла герь, живущий по всем законам военного времени. Террор означал ограничение сво боды каждого человека. Террор означал по всеместное введение смертной казни, за от мену которой Робеспьер боролся еще в Уч редительном собрании. Террор убивал сво боду печати, свободу мнений. Террор откры вал возможность произвола отдельным ли цам, случайно оказавшимся на волне революции». Да, угроза республике... Да, вторжение интервентов, Вандея, роялистские загово ры... Но почему в короткий срок грозная машина террора уничтожила всех видных революционеров? Почему он, Робеспьер, в этот ужасный миг почувствовал, что он со вершенно один? Своими руками послал он на казнь своих ближайших друзей — Дан тона и Демулена. Он сделал все, чтобы спасти их, — и не мог. И вот, связанные, они трясутся в позорной телеге, проклиная его, Робеспьера... И в результате —- пустота. Всеобщая не нависть. Проклятия, сыплющиеся со всех сторон. Полное отсутствие перспективы. И, главное, оцепенение, невозможность рабо тать, думать, действовать. В отличие от своего героя — автор хоро шо знает, почему так произошло. Он знает: сторонник «чистой морали», абстрактных, абсолютных этических норм, Робеспьер был на самом деле орудием тех самых «матери альных» сил общества, которые так прези рал; по мысли Маркса и Энгельса, именно последовательность в отстаивании «общече ловеческого» делала его выразителем инте ресов мелкой буржуазии—класса колеблюще гося, размывающегося—шаткая опора! Тер рор, ликвидация фракций были необходимы для защиты революции, но за каждой фрак цией стояли определенные классы, общест венные группы; расправляясь с ними, Робес пьер тем самым катастрофически сужал опо ру собственного правительства. Наконец, все его правление, вся якобинская диктатура оказались не чем иным, как кратковремен ным забегом революции вперед — для того, чтобы расчистить место для господства буржуазии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2