Сибирские огни, 1975, №1
честолюбивой наложнице Кийе, Эхнатон уже не прочь перейти к старым, жестким фор мам правления; он готов 4:дать» людям вой ну, он отстраняет от власти своих едино мышленников, близких людей. Дело Эхна- тона рушится одновременно и извне, и из нутри; его решение превратить страну в единый военный лагерь созрело одновремен но с дворцовым заговором, так же, как его естественная смерть лишь на несколько ча сов опередила уже занесенный кинжал его смертельного врага Нефтеруфа. Второй роман Г. Гулиа переносит нас в иную эпоху древности, в иную социальную и культурную среду; герой его — «Человек из Афин», великий вождь афинской демокра тии Перикл. Сопоставление двух героев в человеческом плане открывает глубокое, все стороннее нравственное превосходство де мократа, воплотившего в себе неизмеримо более высокий общественный строй и систе му мышления, над просвещенным деспотом. И здесь герой взят в суровую годину для своей славы и своего дела. После сорокалет него честного служения народу его, шести десятилетнего старика, с позором отстраня ют от власти. Но страшнее всего то, что по колебалось дело его жизни, его детище, афинская демократия. Спартанцы одержи вают победу за победой; враги осадили Афи ны, где свирепствуют чума и голод. Перикл, однако, в несчастье держится мужественно; он не дает личной обиде овла деть своей душой. Он, демократ, друг и уче ник великих мыслителей и художников, знает, что цели развития человеческого об щества неизмеримо больше одной человече ской жизни, одной личности, как велика бы эта личность ни была; правда больше Пе рикла; добро больше Перикла; государство больше Перикла. Демократ никогда не по думает: «Государство — это я!» Он знает, что жизнь человека, жизнь целого поколе ния— лишь звено в бесконечно восходящей цепи человечества. Во имя этих бесконечно простирающихся целей и обязан работать общественный деятель. Отсюда мудрый оптимизм, терпеливая вера в народ, в его душу, разум, здравый смысл. Пусть в людях много зла, тупости, жестокости, все равно добрых задатков в них еще больше, во всяком случае, они — единственная реальная цель, ради которой стоит жить на земле. Перикл как личность глубоко привлекате лен для автора. Тем не менее, он не щадит своего любимого героя, сталкивая его лицом к лицу с неразрешимыми для него противо речиями. Спор о тирании и демократии идет на протяжении всего романа. Если демокра тия—-высший строй по сравнению с тира нией, то почему побеждает демократов спар танская олигархия? И существует ли она вообще, эта демократия, ради которой отдал жизнь Перикл? Суровый и честный юноша Агенор называет вождя Афин тираном: ведь он правил всю свою жизнь и будет еще пра вить. Это уязвляет Перикла в самое сердце и не только потому, что обвинение неспра ведливо; Перикл знает, что лично он не ти ран, совесть его чиста. Но именно потому, что герой — до конца честный человек, он с горечью осознает, что юноша во многом прав. Неумолимые обстоятельства склады ваются так, что судьба демократии оказы вается связанной с одним человеком, Пе риклом; его сограждане без него проявля ют себя как существа слабые, неспособные управлять сами собой. Жизнь показывает, что Афины не могут без Перикла, демокра тия Fíe может без Перикла. И вот согражда не его, виноватые, пристыженные, приходят к нему просить, чтобы он вновь вернулся к власти. Но этот приход, вместо того, чтобы обрадовать Перикла, глубоко его смущает: тень уже погибшего к тому времени Агено- ра, юноши с горящими глазами и обнажен ным кинжалом, встает перед ним... Хрупки и непрочны оказываются драго ценные ростки демократии на заре челове ческой истории; куда прочнее, органичнее— мрачная тирания, попирающая достоинство и права человека! Кровавый диктатор, ду шитель свободы Рима Сулла, герой третье го романа Г. Гулиа, — во всем антипод Перикла; одно из главных свойств его — искреннее, глубокое презрение к людям. «Никто не возбуждал в нем гнева против людей. Гнев умещался в нем естественно, как сердце». Он глубоко презирает даже тех, кто готов1умереть за него; «болвана ми» называет он их за глаза. Люди для не го — лишь ступеньки, ведущие к власти. Более того, у Суллы органическая потреб ность видеть людей посрамленными, втоп танными в грязь у его ног; всякое проявле ние благородства, бескорыстия вызывает бешеную ярость «счастливого» диктатора; оно кажется ему глубоко оскорбляющим его самого. Его радует жадный блеск и алчная дрожь в руках близких больше, чем беско рыстная любовь; на принципах грубой ко рысти строит он отношения между собой и подчиненными: «Служи, и я вознагражу те бя»; и в этих случаях он не скупится, раз брасывая дары щедрой рукой. Больше все го на свете он ненавидит все идеальное, вся кую «философию», от одного упоминания о которой выходит из себя. «Философия» ему не нужна; ему нужны подданные, по корные, как солдаты, униженные, как холопы. И Сулла преуспевает: ему удаются все его замыслы. Люди идут за ним, идут до бровольно: им надоели пустые обещания последышей демократии, им нужны реаль ные блага: хлеб, вино, золото, дома, жен щины;1ради этого они готовы пожертвовать своей свободой. Но как мрачно это торже ство, как беспросветна полная победа гру бой тирании! Одна из финальных сцен ярко запечатлевает этот апофеоз великого души теля свободы. Став полным хозяином Рима, расправившись со своими врагами, дикта тор принимает своих полководцев, с по мощью которых захватил власть. С боль шим трудом они только что подавили вос стание рабов. Фаворит Суллы Крисп пред лагает дать неудачливым полководцам по сто розог «за нерадивость». И тут Сулла показывает себя во всем великолепии. Он вызывает помощника:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2