Сибирские огни, 1975, №1

глыбы, как будто вытолкнутые древними донными скалами на высоту 12 метров, а над ними ажурные металлические пролеты с полукружьем ферм , соединившим берега. Длина моста через Лену будет 432 метра. Под мостом будут идти теплоходы и караваны барж с грузами для новостроек Арк­ тики и Северо-Востока. И ныне далекие местности станут ближе друг к другу, войдут, как составные ча­ сти, в границы обжитого материка. И когда над Леной-рекой впервые встретятся теп­ ловоз и теплоход, то их общий приветственный гудок, слившись воедино, будет озна­ чать не столько достижение цели, сколько начало новых экономических продвижений на востоке страны. Краснощеков спустился к реке и стал смотреть на север, в ту закрытую туманной завесою сторону, где река тысячами рукавов, протоков, островков обнимает Ледови­ тый океан, и эта географическая масштабность края возвращала к мыслям о масш таб­ ности строительства Байкало-Амурской магистрали. Народное хозяйство страны должно произвести для новой железной дороги 800 тысяч тонн рельсов со скреплениями, 1800 тысяч тонн проката, 380 тысяч тонн труб, 2800 километров кабеля, огромные количества шпал, столбов, лесоматериалов, цемента, шифера, стекла, кровли, стальной проволоки и канатов... Это действительно потребует перестройки отраслей промышленности, создания новых производств, выполняющих заказы для магистрали, переориентации многих экономических программ. Что же это будет за дорога? Мы шли берегом, по влажным камням, на миг оставленным волною, и под буханье уже далекого копра я вслушивался в рассказ Краснощекова, пытаясь представить ле­ тящую вдаль железную дорогу первой категории, оснащенную автоматизированными системами управления движением скоростных пассажирских и грузовых поездов, элек­ тронной диспетчерской службой: автоблокировкой, электрической централизацией стре­ лок и сигналов. Диспетчер будет изменять положение стрелок и регулировать движение поездов на. участке, сидя за пультом и применяя новейшие средства телеуправления. Прогрес- сивнзя технология организации движения поездов позволит повысить пропускную способность магистрали и обеспечит полную безопасность движения поездов при лю­ бых капризах погоды. Большая грузонапряженность магистрали потребовала сооружать верхнее строе­ ние пути в тяжелом варианте: на песчаной подушке будет уложен щебеночный бал­ ласт, шпалы подвергнут специальной пропитке, на шпалы лягут объемно-закаленные рельсы Р-65, где на погонный метр приходится 65 килограммов металла. Такое устрой­ ство пути, по расчетам проектировщиков, обеспечивает надежность дороги при са­ мом напряженном движении и сведет к минимуму затраты на поддержание магист­ рали в исправном состоянии. Железная дорога должна бесперебойно функционировать, какие бы случайности ни возникли на прилегающих к трассе участках с повышенной стихийной опасностью. На магистраль выйдут могучие тепловозы (типа ТЭ-116) мощностью 9 тысяч лоша­ диных сил, способные взбираться на самые крутые подъемы, ведя за собой поезда весом до семи тысяч тонн. Поселки железнодорожников будут располагаться то с одной, то с другой сторо­ ны магистрали через 50— 70 километров. Они будут достаточно крупными, с центра­ лизованным водоснабжением, горячей водой, теплоснабжением и канализацией, все­ ми современными удобствами. А на доставку линейных рабочих к месту работ уйдет не больше часа. «Вот закончите БАМ и куда дальше?» — спрашиваю я с любопытством у Красно­ щекова. Краснощеков поднимает гальку и с силой швыряет ее в реку. «Сейчас под два пути будут строить полотно от Усть-Кута до Тынды. А от Тынды до Комсомольска-на-Амуре вторые пути предусмотрены на перспективу... На мой век тут хватит работы!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2