Сибирские огни, 1975, №1
деформация... происходит с людьми, каза лось бы, непреклонно идейными и не под верженными деформации. Во всяком случае, в своем субъективном представлении о са мих себе». Трагическая незавершенность, отступни чество, нравственное разрушение — вот судьба крупной личности на заре нашего об щественного развития. Непонятой в своем высоком честолюбивом порыве остается су ровая, властная Ольга; и она уступает ми ру Свенельда и Святослава, так и не свер шив задуманного. Дерзкий «материалисти ческий» пафос Феодора, его бунт против ханжеского лицемерия, логикой событий превращается в действия заурядного пала ча и убийцы. Странно, уродливо незавершен ным остается внутренний мир одного из первых русских самодержцев; кто этот умирающий царь — коварный деспот, пыт ливый ум, рачительный хозяин и семьянин, жестокий тиран? Ростки духовности и нрав ственности, порождаемые историческим прогрессом, им же самим затаптываются, разрываются в клочки — поистине жестокая история! Жестокая, но реальная! Конечно, куда утешительнее рисовать нравственную исто рию человечества в виде неподвижного оке ана народной мудрости, в который впадает мятущаяся «гордая» душа; но это сказка, возвышенная сказка! Трудным, мучитель ным был прогресс на заре нашей истории — но все же это был прогресс, движение духа, личности. Герои В. Пановой не жертвы, не «бедные люди», но полноправные действующие лица истории, и они сполна отвечают за все — за свои порывы и стремления, за свои ошибки, отступничество, предательство. Никакого снисхождения; в маленьких повестях В. Па новой царит нравственная атмосфера куда более суровая, чем в грустно-лирических произведениях некоторых современных пи сателен. Но ее герои и не просят о снисхож дении; строго, скорбно, мрачно застыли пе ред нами эти «лики на заре», в самих мучи тельных изломах своих судеб и душ отра жая движение истории. Сложная нравственная природа активно го исторического деяния, столкновение не заурядной воли, ума, характера с могущест венной силой обстоятельств—вот тема всех повестей, собранных в книге В. Пановой, и 1 это сближает «Лики на заре» с исторической трилогией Г. Гулиа о людях древнего мира («Фараон Эхнатон», «Человек из Афин», «Сулла»). В предисловии к последнему роману три логии автор пишет: «По месту действия три книги относятся соответственно к Древнему Египту, Афинскому государству и Древнему Риму." А по времени действия дистанция меж ду ними растянулась на сотни лет. ...Что об щего между Эхнатоном, Периклом и Суллой? Они жили в разное время, и деяния их еще более различны, чем страны и эпохи, породившие их». Что же объединяет три шториче- ских романа? Г. Гулиа говорит об огромном вкладе каждой из эпох древности в культу ру человечества, о великих переломах миро вой истории, с которыми связаны три героя его книг. К этому следует прибавить, что суть этих эпох, этих переломов получила концен трическое выражение в личностях, заинте ресовавших Гулиа; и его трилогия — во многом сопоставление этих трех личностей, принадлежащих к трем совершенно различ ным типам общественного деятеля. Каждый из его романов широко рисует эпоху; у Г. Гулиа как художника особое пристрастие к вещественной оболочке времени, к пирам и обычаям, пестрым одеждам и любовным страстям... Мне кажется, однако, что срав нение его героев в нравственном плане при всей односторонности такого подхода к ис торическим романам будет йятересным и не расходящимся в основном с духом трилогии. Фараон Эхнатон — прославленный гума нист на троне, первый из царей, который с высоты престола провозгласил равенство между собой всех народов мира, отказался от войн и завоеваний как формы государст венной политики. Смелый общественный деятель, нанесший удар могущественному клану жрецов, религиозный реформатор, создавший культ единого бога Атона, по кровитель искусств и талантливый поэт, он — типичный образец прогрессивного монар ха, по отношению к которому в нашей ро манистике 30-х—40-х годов уже ус тановилась четкая традиция симпатии и поддержки. Могучий и мудрый повелитель, однако, показан Г. Гулиа как фигура весьма проти воречивая. Он и трогателен, и жалок, и симпатичен, и отталкивающ, часто в одно и то же время. Власть его безгранична, но все колеблется в его руках; трон и держава, сама идея. Знаменитые реформы привели ко всеобщему недовольству. Повсюду враги безнаказанно теснят египетские армии; зре ют заговоры, интриги. Единственная опора для Эхнатона — он сам, обладающий могучей властью («жизнь, здоровье, сила»). Но и эта опора ненадеж на, и не только потому, что он, как всякий человек, подвержен болезни и смерти. Нет, он сам, в себе несет противоречия своего общества. Даже гуманные идеи он может проводить лишь как деспот, в форме, глубо ко отчужденной от людей, в форме насилия над их интересами и помыслами. Никакие иные принципы, кроме его собственной воли (или воли божества, сотворенного его же поэтическим воображением), для него не существуют и не могут существовать. Дес пот и гуманист, тиран и просветитель — со четание не только неестественное, но и весь ма зыбкое; окончательная победа тирана здесь предрешена. В самом деле, если при хоть властителя — единственный закон и принцип, то что может помешать ему под влиянием настроения, недуга или любовной страсти отказаться от того, что он говорил и делал вчера? Не только столкновение с неумолимыми обстоятельствами, но и отступничество само го фараона, его отход от прежних начина ний — вот главный конфликт романа. Чув ствуя вокруг себя пустоту, страдая от уси лившейся болезни, охваченный страстью к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2