Сибирские огни, 1975, №1
го. Именно в летописях увидел В. Лихоно- сов высокое и мудрое простодушие, нравст венную цельность и чистоту: «Боже мой, как хорошо, как близко душе! Высоко взлетели люди... Теперь они там, в беско нечности». В книге В. Пановой, однако, царит совер шенно иная атмосфера. Никакой благости, ясности, душёвной целостности в нашем древнем прошлом писательница не находит. В ее трактовке зачинатели древней культу ры на Руси — это не хранители заветов и не изменных устоев, переданных из еще более незапамятной древности, это люди, смело разрушающие старые устои, духовные бун товщики, осмеливающиеся перейти «за чер ту». Хранит устои Ольга, когда совершает свою чудовищную месть древлянам; но это устои варварства; первый шаг к куль туре умная властолюбивая княгиня делает, отступив от обычаев предков, потянувшись к иному образу жизни - сначала просто из хозяйственной распо рядительности: «Пора нам в люди выхо дить». Жизнь Феодосия — тоже бунт, бунт духа против власти плоти, порыв к свободе внутренней жизни, не останавлива ющийся ни перед чем. «Феодорец, белый клобучок» —напротив, бунт здоровой плоти против застывшей псевдодуховности, порыв дерзкого и индивидуалистического своево лия, разбуженного властью. Наконец, «Кто умирает» — зловещая проекция само державной власти в человеческой душе, власти, столь укрупняющей личность и под вергающей страшным испытаниям ее нрав ственные основы. Во всех этих случаях моральные начала для героев — вовсе не «привычное дело», извечный порядок, в который вложены их жизни и души; они действуют вопреки «есте ственному круговороту», они д е р з а ю т х о т е т ь , чувствовать, верить, бунтовать, не соглашаться. И в этом стремлении своем, обгоняя «естественный» ход вещей, они об речены на поражение, не только физическое, но и моральное, ибо действительность, оста ваясь неизмеримо сильнее их, неизбежно подчиняет себе их .стремления, деформируя по своему образу и подобию... О, как дале ки герои Пановой от душевной цельности, того «благолепия», которое видят в летопи сях некоторые наши современники! «Сказание о Феодосии», бесспорно, луч шая повесть в «Ликах на заре». .Бунт юно ши Феодосия против плотских радостей бы тия, за свободу последовательного служения богу для писательницы вовсе не просто изу верский фанатизм, как, несомненно, данная тема трактовалась бы сорок лет назад, ког да ненависть к религии как таковой явно перекрывала стремление объективно оценить историю нашей культуры. Это отражение знаменательного сдвига в жизни Древней Руси, так сказать, кардинальная смена об щественных ценностей. Подвиг духа начина ет теснить подвиг плоти. Феодосий «и есть истинный богатырь нашего времени... Имев ши богатство и всякую роскошь, по доброй воле от всего отказался и с ликованием по шел на лишения, на невзгоды и боль, — не в этом ли наибольшая мощь, какая может быть и о которой наши деды и прадеды по нятия не имели, поклоняясь бездушным идо лам?» Стремление к духовному подвигу глу боко понятно и близко автору в герое; В. Оскоцкий верно замечает, что в истории Феодосия «зоркий взгляд художника... уло вил протест против несвободы и бездухов ности жизни, протест, проникнутый как ас кетическим отвращением к «мерзкой плоти», так и устремлением к высшей деятельности духа...» Нравственное возвышение Феодосия, од нако,—лишь первый акт драмы; она имеет и второй акт: нравственное падение, «закат» Феодосия; субъективные стремления и по тенции его натуры трансформируются в объ ективном смысле того дела, которому он служит. Религия как идея, как порыв к иде алам неизбежно закрепляется в церкви — орудии власти духовной и. материальной. В отшельническом житии Феодосий дости гает, наконец, искомой гармонии. Однако развитие феодального общества, рост влия ния церкви ставит «спасающихся» в центр общественного внимания. Неожиданно для себя Феодосий пробуждается от своего блаженного сна, обремененный игуменской властью. Та же вера, те же идеалы, то же служение богу требуют от него нового под вига. И он отдается ему — самоотверженно и страстно, как все, что делает этот человек. Суровая логика церковной власти вступа ет в свои права. «Одна ноша, видишь ли, у пастыря и другая — у пасомого»,—■ с грустью говорит герой. Первое, с чем столк нулся он, очнувшись от блаженного забытья, — несовершенство и слабость людей, кото рые не обладают ни его цельностью, ни убежденностью, ни силой духа. И он пре исполняется ревностного желания спасти людей вопреки им самим, возложив на свои плечи их ношу. Борец против «несвободы и бездуховности жизни» становится активным внедрителем строжайшего Студийского ус тава, где утверждается безграничная власть игумена, где «предусмотрен каждый шаг спасающегося брата, и все учтено, что бы не дать ему споткнуться». Как Великий Инквизитор, он ведет людей к Счастью и спасению через полноту несвободы; как и герой Достоевского, он не прочь теперь за ставить «мерзкую плоть» служить укрепле нию своей духовной власти; бессребреник становится рачительным хозяином, приумно жающим земные богатства монастыря. В этой роли Феодосий теряет свою нрав ственную высоту; в нем, проповеднике люб ви к ближнему, появляется та жестокость по отношению к конкретному человеку, ко торая побуждает его отказать в свидании несчастной матери. Кроткий Феодосий ста новится Феодосием неистовым, обличаю щим; в нем просыпается жажда духовно повелевать, «отстоять истину от всех, сколь ко их ни есть, извратителей, хулителей, злоб ствующих, маловеров и нерадивых». И под конец им овладевает расслабленное старче ское честолюбие, желание повыигрышней, поэффектней запечатлеться в памяти потомства. История суровая и трагическая. Как пи шет К- Симонов, «особенно страшно, когда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2