Сибирские огни, 1975, №1
пой. Если, например, для Е. Дороша («Жи вое дерево искусства») новая, современная культура в ее лучших проявлениях являет ся законным продолжением культуры тради ционной, то для В. Солоухина («Письма из Русского музея») древние памятники народ ного искусства и шедевры классики возвыша ются над современностью как жгучий упрек «сиюминутности», создающей «бетонные кирпичи» и «стеклянные кубы» вместо под линной архитектуры. Ощущение «неподвиж ности» подлинных культурных и нравствен ных национальных ценностей по отношению к быту индустриальной эпохи было распро странено в советской литературе 60-х годов; даже такой далекий от патриархальности писатель, как Андрей Битов, писал тогда в «Уроках Армении», переживая столкновение различных эпох под древними сводами Эч- миадзина: »История в своей временной пос ледовательности трещит по швам. Связыва ет времена лишь то, что было всегда, что не имеет времени и что есть общее для всех времен. У вечного нет истории. История есть у биологии, но ее нету у жизни. Она есть у религии, но ее нету у бога». • Ощущение это понятно как эмоциональ ный момент в осмыслении искусством своей специфической роли в современную эпоху. 'Нравственные и эстетические ценности дей- , ствительно неизмеримо меиее подвижны, чем научные идеи или современная техника; об этом интересно писал Б. Анашенков. В то же время здесь невольно расчленяется еди ный процесс развития культуры: современ ность как бы выключена из него. Такое рас членение стало принципиальной позицией в публицистических выступлениях М. Лобано ва, В. Чалмаева, О. Михайлова и ряда дру гих критиков и писателей. Главное у них'— последовательное отрицание современной индустриальной эпохи как законного момен та в развитии национальной культуры. По мнению этих критиков, бурное развитие на уки и техники в последние десятилетия не создает ничего ценного в духовной сфере; оно лишь разрушает, а не созидает. «Не за глушит ли в человеке «вторая природа» естественного зова породившей нас приро ды?»— спрашивал М. Лобанов в 1968 году. «Варварство в целлофановой обертке», «аме риканизм духа», «стадное притопывание» вместо танца, примитивные аккорды магни тофонных песенок вместо музыки — вот, якобы, плоды НТР в сфере духовной жизни. И на этой основе критики противопоставля ли прошлое современности, душу — мысли, народную культуру —культуре интеллиген ции, национально-самобытное начало — ин тернациональным моментам, присущим ду ховной жизни каждой нации. Чувство исто рии, переживание целостности народной судьбы превращалось в свою противопо ложность,— в метафизическую концепцию национальной культуры, существующей вне исторического движения, над ним. Антиисторическая концепция эта была подвергнута острой критике. Однако критика эта приняла несколько «нормативный» ха рактер: указывалось на неправильность яв ления, на его несоответствие духу и букве марксистской теории; но порой нарушалось иное важное требование марксистско-ленин ского анализа; не просто отрицать явление как нелепость, но объяснять его, вскрывать его социальные, гносеологические, психоло гические корни. В частности, игнорировалась связь чалмаевских концепций с литератур ным процессом. Эти концепции были про должением, абсолютизацией реальных оши бок и противоречий, которые оказались при сущими первой попытке художественно ос мыслить приметы НТР в нашей современной жизни. Здесь, в частности, имело место «на ложение» идеализированного образа старой деревни на понятие о национальной культу ре вообще; так возникла картина некой не подвижной, обращенной в прошлое, уходя щей все дальше в глубь времени родной и светлой красоты, противопоставленной «же лезной» современности... Противоречия эти сказались не только в сфере публицистики; они проникли и в другие художественные жанры. Справедливые замечания были высказаны В. Оскоцким и другими критиками по адре су некоторых произведений, в том числе ис торического романа В. Иванова «Русь из начальная» и его продолжения —• романа «Русь великая», изданного недавно вторич но. В. Иванову нельзя отказать ни в искрен ности лирического пафоса, ни в широкой эрудиции историка. В романе «Русь вели кая» средневековый мир открывается чрез вычайно широко: здесь и Русь, и Византия, и Западная Европа, и монгольская степь, и Китай, и даже дикая тогда Америка с чело веческими жертвоприношениями. Масштаб ность эта, однако, мертва: многочисленные герои романа не живые люди, за судьбой которых увлеченно следит читатель; это воплощение «нравственных корней», «духа» того или иного народа, непроницаемого для других, как «непроницаема стена» чужого искусства. Романы В. Иванова (так же, как и публи цистические статьи В. Чалмаева) — тоже часть нашей литературной жизни; характер но, что, мистифицируя историю, эти авторы стремятся утвердить те же нравственные свойства, что и другие современные худож ники: недовольство собой, вражду к духов ной сытости, непрерывный моральный поиск. Цель здесь, однако, отнюдь не оправдывает средства. Как относится современная историческая проза в целом к этим противоречиям и край ностям? Какова вообще ее связь с литера турой 60-х годов? Сколько-нибудь пол ная картина литературного процесса на ших дней невозможна без освещения этих вопросов. 2 Книга повестей В. Пановой «Лики на за ре» появилась почти одновременно с глав ными публицистическими выступлениями о национальных культурных традициях. Пове сти В. Пановой посвящены Древней Руси, навеяны русскими летописями; и эпоха, и источники эти глубоко волнуют защитников «корней»; сюда уходят для них основы все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2