Сибирские огни, 1975, №1

КРИТИКА ШКИВАИДГРАФИЯ В. Перцовский НРАВСТВЕННЫЙ ПОИСК И С Т О Р И Ч Е С К О Й П Р О З Ы 1 О напряженном этическом поиске совре­ менных советских писателей сегодня в кри­ тике говорят много. В то же время произ­ ведения исторического жанра до сих пор выключались из этого разговора. Невольно установилась традиция, что вещи такого ро­ да рассматриваются «автономно», в замкну­ том тематическом ряду, как художествен­ ное исследование прошлого, ценное в меру своей объективности, чуть ли не «научной» точности. Разумеется, все знают о связи вре­ мен в исторической прозе, о решающем зна­ чении в ней современного идеала и мировоз­ зрения художника; тем не менее, проводить конкретные параллели между «современны­ ми» и «историческими» вещами наших дней было до самого последнего времени как-то не принято. Однако в последние годы избегать таких параллелей становится все труднее. Во-первых, резко возрос удельный вес ис­ торической прозы в современном литератур­ ном процессе. Авторами произведений о прошлом и современности сейчас нередко являются одни и те же писатели. От совре­ менных сельских жителей — к Степану Ра­ зину (В. Шукшин), от обитателей москов­ ских квартир — к народовольцам (Ю. Три­ фонов), от гражданской войны — к бытовым проблемам современности (С. Залыгин) — такие «зигзаги» стали обычным явлением в литературе 70-х годов. Чем объясняется повышенный интерес современного художника к прошлому, часто весьма отдаленному? Каково место истори­ ческого романа и повести в литературном процессе, в идейных и художественных иска­ ниях писателей? Какие общие задачи реша­ ет литература с помощью данного жанра? Обсуждение этих вопросов, начатое на пле­ нуме Совета по критике, настоятельно тре­ бует своего продолжения. Во-вторых, сейчас всем становится ясно, что художественное осмысление прошлого не ограничивается произведениями истори­ ческого и историко-революционного жанров, что оно охватывает всю литературу. Это яр­ ко продемонстрировала «деревенская проза» СО-х годов и связанные с него публицистиче­ ские раздумья о национальной культуре. Первые приметы резких перемен в жизни народа, которые позднее получили наимено­ вание «маучно-техиической революции», зна­ чительно раздвинули временные границы ху­ дожественного мышления. Литература кон­ ца 50-х — начала 60-х годов, с ее упором на злободневность, со страстной гражданст­ венностью в подходе к социальным явлени­ ям, была в общем (не без исключений, ко­ нечно) довольно равнодушна к отдаленно­ му прошлому. Стремительное разрушение бытового и культурно-нравственного уклада, который в русской деревне складывался ве­ ками и устоял даже в грозных социальных потрясениях предшествующих десятилетий, заставило задуматься об истории и судьбе национальной культуры как таковой. Для успешного культурного творчества необхо­ дима историческая память, живая связь с прошлым, непрерывность процессов, охваты­ вающих века и тысячелетия,— мысль эта объединила многих писателей и публици­ стов 60-х годов. Герои «деревенщиков», са­ ма деревня в их изображении — живой мост, соединяющий сегодняшний день с не­ запамятным прошлым. Как важно сохранить этот мост, эту живую связь в душе челове­ ка, вступающего в бурную эпоху ice убыст­ ряющихся универсальных изменений во всех сферах бытия! Первая реакция некоторых писателей на приметы НТР в нашей жизни была, однако, по преимуществу консереативно-охранитель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2