Сибирские огни, 1975, №1
обмотке размотавшейся йога... А лунный свет, как зарево пожарищ, взвивается и в воздухе дрожит. «Ты чья, нога?» — «Сол датская, товарищ». — «А где солдат?» — «За Волгою лежит». Он пал в бою. Нога же продолжала идти...» и т. д. Гротеск здесь явно неуместен,— это же «е гоголевский «Нос»!,. Справедливости ради, надо заметить, что раз найденный, удачный образно-аосоциатив- ный ход, прием, построенный, в частности, на антропоморфическом мировосприятии, иногда варьируется автором, эксплуатирует ся не единожды. В одном из стихотворений мы читаем, как месяц, «золотой и щерба тый», лежавший «в колосьях пшеницы дото ле», вдруг подпрыгивает и бежит вослед мо тоциклу, а потом входит в огород, повисает над крышей,— «он сон и покой охранял, вздыхал и сопел, как собака». Мы готовы признать удачной эту метафо ру, но вдруг вспоминаем, что в предыду щем сборнике было интересное стихотворе ние, где разговор шел о «задатке отличного стиха», так и не ставшего законченным, цельным произведением: «Но он живет. Без вот, без рук... Дожди, погода ли сухая, он заворочается вдруг, совсем как человек, вздыхая». Когда мы дальше читаем — в одном сти хотворении: «Туман густеть и ворочаться начал...»; в другом — увидим, как «урожай» «заворочался... корячась, кряхтя и взды хая...», то тут уж нетрудно сообразить, что все эти метафоры с точки зрения технологии «делания стиха» лежат на одной и той же плоскости, хотя каждая в отдельности впе чатляет. Кстати, о том же «урожае» автор пишет: «Оставив пустыми поля и став совер шившимся фактом, он двинется...» и т. д. Увы, это уже далеко не тот «факт», что мы наблюдали в стихотворении «Чем ты была в моей судьбе?». Лед бюрократической прописи так здесь и не растаял, да и вооб ще одушевленный, «очеловеченный» «уро жай» с его «иголками пшеничных усов» уже набил оскомину и, кажется, отработал свой век в поэзии. Вот уж воистину: наши недо статки суть продолжение наших достоинств. Однако уже по приведенным выше приме рам можно заключить еще об одной важной особенности художественного мировидения и жизнеощущения Г. Карпунина. В его по этическом мире мы становимся свидетелями и очевидцами вещей и явлений необычных, странных, нередко взаимоотталкивающихся, но и одновременно тяготеющих друг к дру гу, порою совершенно фантастических. Но именно на их стыке и соотнесенности, столк новении и сближении с обыкновенными, буд ничными, житейскими реалиями рождаются оригинальные поэтические образы, метафо ры. В стихах Г. Карпунина — «береза про бует взлететь на чуть прорезавшихся крыль ях» и желает «жаворонком петь»; над «лос нящимися крупами» лошадей «планеты хладные идут», а «от промчавшегося поезда чуть сотрясается земля»; человек, «не замо чив коленок», переходит «теченье Млечного пути» и слышит «на задворках галактики где-то лай собаки да крик петуха». Контрастность, совмещение несовместимо го, сопоставление «далековатых понятий», всевозможные метаморфозы, перевоплоще ния, или, как говорит сам автор,— Тяготенье, сближенье, взаимо проникание разных миров,— все эти особенности стиля, поэтики Г. Кар пунина свидетельствуют о его стремлении к полноте и широте лирического переживания. Есть у поэта одно «Четырехстишие», приме чательное тем, что в какой-то степени пояс няет побудительные мотивы и истоки твор ческого вдохновения автора и — в то же время — является образчиком его собствен ной стилевой манеры строения поэтического образа и лирического «сюжета» стиха; Четыре вперекрест рифмованных строки Не что иное, как цветами луговыми Четыре тяжело шагающих ноги, Влачащих до земли свисающее вымя. ...Поэт стремится сделать язык наших дней языком поэзии. Это ему в значитель ной степени удается. Он не забывает, что человек был и оста ется частицей вечной и мудрой природы, и его стихи полны любви и благодарности к праматери человеческого .рода. Художественная палитра его, на первый взгляд, не всегда представляется достаточ но живописной, но оригинальный ход, серьезность, значительность мысли, обле ченной в слово «'весомое, грубое, зри мое», придают ей своеобразные краски, ме лодику. Он избегает всяких деклараций и торже ственных клятв,— патриотические, граждан ские чувства поэта естественно и полно вы ливаются из всей системы его мировосприя тия и жизнеощущения как русского совет ского человека... ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2