Сибирские огни, 1975, №1

пробивающаяся «наставительная» интона­ ция естественно вытекает из желания взрос­ лых научить детей пониманию практической пользы и ценности обыденных, домашних явлений, вещей, предметов. Поэтому, на­ пример, как пишет поэт, только что отремон­ тированный мотоцикл «бежал со склона и на склон, не отказал ни разу. А так и надо, чтобы он работал без отказу. Поскольку пригородный лес, искусственное море и све­ жий воздух — позарез потребуются вскоре» («Мотоцикл»). Ощутима связь лирики Г. Карпунина с устной народно-поэтической стихией. Оче­ видна, скажем, фольклорная первооснова следующих стихов, построенных на алогиз­ ме, когда комический эффект возникает при перестановке, перевернутости обычных, «нормальных» понятий: Понимаешь, очень глупо, Вот какая чепуха: Мясо, выпрыгнув из супа, Превратилось в петуха. И, само собою, яйца Учат курицу свою. Пуля, вылетев из зайца. Устремляется к ружью и т. д. Но традиция, как известно, требует даль­ нейшего развития и обогащения, и Г. Кар­ пунин пытается внести что-то свое в старые темы, мотивы, образы, «осовременивая» их — не без помощи, опять-таки, сегодняшних «технократических» и научных идей и пред­ ставлений. Потому что в антимире Все течет наоборот,— вот ради этой-то познавательной крупицы, несущей некую современную информацию, и пустился автор даже не на стилизацию, а на почти прямое и дословное воспроизведе­ ние фольклорного источника (сравните на­ родное: «Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из подворотни лают ворота» — и кар- пунинское: «А куда бежать во мраке, напу­ гавшись неспроста, если вдруг из-под соба­ ки станут лаять ворота?»). Не бедновато ли?.. Ирония и самоирония (как прием) ведут обычно к снижению поэтической темы, что мы могли заметить по стихотворению «За­ помнить все на свете звуки...». Здесь важно суметь точно и тонко сбалансировать, урав­ новесить иронический тон, даже юмористи­ ческое звучание отдельных поэтических де­ талей с серьезностью и важностью главной мысли стиха,— иначе сознательный стили­ стический прием может привести к неосо­ знанному, неконтролируемому пародирова­ нию и самопародированию. Г. Карпунин по­ нимает такую опасность. Грань, отделяющая легкую шутку, юмор от тонкой насмешки, иронии, у Г. Карпуни­ на очень зыбка и подвижна; ирония же ни­ когда не переходит в сарказм,— поэт неред­ ко кажется язвительным, но злым он пока не был. В стихотворении «Девушка с автомобиль­ ной камерой» автор любуется своей герои­ ней: «Вот перешла через овражек, разде­ лась около куста, открыв загар упругих ля­ жек и дышащего живота. Вот смотрит в дальние просторы, прекрасная, как будто сон...». Своеобразное ёрничество вкупе с нарочи­ тыми риторическими поэтизмами завершает­ ся полусерьезным-полуироническим воскли­ цанием: «Великолепные наборы работающих хромосом!» Ирония и дальше продолжает владеть ав­ тором, но умышленно-ложный пафос поэтиз­ мов постепенно перерастает в откровенное удивление и восхищение, где «восклицатель­ ные» интонации уже многое от риторики и иронии теряют: «Вот поглазела на природу, вот воду пробует: тепла. Вот камеру швыр­ нула в воду, вот бросилась и поплыла. Плы­ ви, дерзай, младое племя, состав иного ве­ щества!.. Нет, не водились в наше время та­ кие в мире существа». В категоричности последнего утверждения сказывается уже жизненный опыт самого автора; память выхватывает из глубины лет картины сурового военного и послевоенного детства, рисует лики и образы сверстников и ровесников поэта: Невзрачны как-то. некрасивы, Бледны, Приземисты, Худы, Те состояли из крапивы, Картошки мерзлой, Лебеды. Неутешительное для себя и для своего по­ коления сравнение — «А тут совсем иная раса, тут никаких изъянов нет»,— дает поэ­ ту толчок к осмыслению явления, безуслов­ но, уже социального характера: Да, пройден некий перевал. Иная жизнь. Иного сорта Идет теперь материал. Г. Карпунин вообще чуток ко всему ново­ му, с энтузиазмом подмечает он отрадные перемены в жизни и быту наших людей. Но, как всегда, избегая неумеренных и прежде­ временных восторгов, как бы боясь «сгла­ зить» все то светлое и здоровое, что лишь нарождается или возрождается в жизни, поэт прячется за спасительную ироничность и юмор, вводит в стиховую ткань «низкую» прозу. Замечая, например, старинную резь­ бу «по наличникам окон и по карнизу» деревенских изб, он делает в стихотво­ рении «Из деревенского блокнота» такое обобщение: Да, началось возрожденье. Можно сказать, ренессанс. Как-то все ожило сразу В каждом буквально дому. Что ж, Матерьяльная база Располагает к тому. Снижая, однако, тему, нарочито заземляя поэтический образ, автор иной раз (редко, но бывает!) впадает в утрировку, в искаже­ ние, в безвкусицу. Так случилось, к приме­ ру, в балладе «Нога»: «Из тех краев, где волны катит Волга, чуть сумерки, сурова и строга, идет-бредет, заглядывает в окна в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2