Сибирские огни, 1975, №1
Но то, что есть все это слишком уж хорошо, чтоб быть могло. Стихи пронизаны ощущением светлой и прочной взаимной любви, когда все серьез ные признания уже произнесены и когда любящим уже не нужны клятвы и завере ния во взаимной верности. Это любовь, ос нованная на глубоком родстве душ, лю бовь, о которой поэт скажет в другом сти хотворении: Кажется, и раньше это было. Я давным-давно с тобой знаком. Ты меня, наверное, любила Где-нибудь при Дмитрии Донском. А минуты, годы и столетья, Где-то возникая вдалеке,— Просто шестигранные соцветья Тающих снежинок на руке. «...Стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой...» — сказал поэт. Но тут я сознательно обрываю цитату из Пуш кина, потому что именно вот эти строки, как мне кажется, точно определяют харак тер устремлений, особенности поэтического стиля нашего автора, те его противоречивые и вместе «не столь различные», т. е. диалек- тически-подвижные, компоненты и слагае мые, которые нередко и образуют ориги нальный поэтический сплав. Чем ты была в моей судьбе? Бог весть. Но днем и ночью поздно Все эти годы О тебе Я думал Много и серьезно. Я вспоминал Не раз, не два Тех встреч подробности, детали. На много лет Твои слова Моим евангелием стали. «Благотворное влияние, плодотворная уче ба...»— удовлетворенно вздыхаем мы с чи тателем, отмечая чуть ли не «классическую» ясность и строгость этих строк, полных бла- городно-сдерживаемого чувства. Однако дальше следует заключительная строфа: И часто Силы для того. Чтоб жить. Чтоб верить. В годы эти Я черпал В факте твоего Существования на свете. Согласитесь, что «евангелие» и «факт... существования на свете» — такие слова и сочетания, взятые вне контекста, несколько диссонируют, несут разную эмоционально психологическую нагрузку. Но в стихотво рении Г. Карпунина, как организме недели мом и цельном, они хорошо взаимодополня- ют и обогащают друг друга, естественно включаясь в движение лирического «сюже та» и создавая тот несколько приподнятый и торжественный пафос поэтического излия ния, который и заставляет воспринять сти хи как некую клятву верности, преданности, любви... Вместе с тем, сугубо, казалось бы, прозаическая концовка придает стихотворе нию и какой-то новый штрих, нюанс худо жественной изобразительности, а также не похожести, своеобычности лирического са мовыражения поэта... В арсенале разнообразных художествен ных приемов и средств, используемых Г. Карпуниным, как мы уже отмечали, до стойную роль играет юмор. Есть у поэта стихи, построенные исключительно на пуан тах, неожиданных и остроумных выводах и концовках: Любимая, прощай!.. Разлука нелегка. От рук твоих, от глаз, четырежды неладных. Уеду. Благо, что Россия велика. А если бы стряслось такое в Нидерландах? Канцеляризмы и бытовизмы, включенные в цепь достаточно высокого поэтического напряжения, высекают юмористическую иск ру, создают атмосферу непритязательности и непринужденности доверительного разго вора по душам. Так, рисуя картину первой оттепели, когда «весенние восходят запахи и шибко ударяют в ноздри», автор заявит: «Все движется, конечно, планово. Содруже ством весны и люда творится, создается за ново вселенная. И это — чудо». Говоря о «товарище скворце, весенней певчей птахе», поэт не преминет заметить: «Ты а области пения — спец. И, если доволен квартирой, свисти «а здоровье, скворец, концерты свои репетируй. А я, голова^ удала, тебе покло няясь, как чуду, текущие брошу дела и де лать скворечники буду». Особенно к месту приходится спаситель ный юмор в стихах для детей, лучшие из которых у Г. Карпунина в равной мере лю бопытны и для взрослых. Вот кусочек из «разговора» человека с воробьем, ночевав шим в печной трубе (стих. «Кто-то чер ный») : Холод нынче? «Холод сильный. Страшно взвиться в высоту: Чуть чего — Прихватит крылья И замерзнешь на лету». Это верно. «Очень даже». А в трубе тепло? «Ого, Еще как!» А много сажи? «Сажа есть. Не без того». В стихах для детей Г. Карпунин умеет неназойливо, но убедительно указать на «мораль сей басни», однако дидактические, поучительные сентенции и интонации прочно сплавляются с доброй и мягкой шуткой, в которую и бывает обычно упрятана «пилю ля» нравоучительности, морализирования. В стихотворении «По грибы» поэт советует: Не жадничать. Грибы для всех Творит грибное время года. Знай: с корнем рвать ■— тягчайший грех. Гриб — достояние народа. Некоторые стихи, их смысл предельно приближены к наивно-конкретному умосоз- нанию и мироощущению ребенка, и чуть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2