Сибирские огни, 1975, №1
В. КОРЖЕВ и выражения или «противопоказанные» изящной словесности термины и понятия из современного научно-технического оби хода вплести в образную стиховую ткань непринужденно, естественно, органично. Как, например, в такой зарисовке: Оконное стекло туманится в ночи. Накрапывает дождь, и в предрассветной дымке Отчетливо видны мельчайших брызг лучи, Как ядерных частиц следы на фотоснимке. Что ж, скажет читатель, чувствуется, что 1ЮЭТ — «с веком наравне», научно-техниче ская революция накладывает свой отпеча ток на его художественное мышление и мироощущение, — не более того. Однако уже самое признание факта актуальности, злободневности «научного» и «технолопизи- рованшого» восприятия автором вечных яв лений, питавших во все времена мысль поэтов, говорит об определенной индиви дуальности, об отличии поэтического стиля Г. Карпунина в сравнении со многими дру гими нашими стихотворцами. Мы, разумеется, далеки от того, чтобы считать Г. Карпунина в этом отношении неким «первооткрывателем», — имя Леони да Мартынова сразу же приходит здесь на ум, да и не его одного, не говоря уже о более далеких предшественниках, — от М. Ломоносова, Г. Державина и до... Лук реция и Гесиода. Суть не в том. Важно — может ли поэт, стыкуя, соединяя, ассоции руя извечное, непреходящее и — родившее ся в «сей момент», свойственное лишь на шему, ядерно-ракетному веку, — высечь искру подлинно поэтической мысли. Оказывается, может, умеет. И мысль эта выражена весьма своеобразно. Так, в стихотворении «Научно-популяр ное», где автор как раз утверждал, что в природе — в человеке, в птице, рыбе, в траве •— «всюду цель дезоксирибонуклеино вых кислот», представляется актуальным утверждение единства всего сущего на земле: Все мы братья — В небе, в поле, На глубоком дне морском. Все различье, Как я понял. Лишь в наборе хромосом. Утверждение научно обоснованное, серь езное. Однако задушевности, о которой пи шет критик А. Никульков (газета «Совет ская Сибирь», 17 мая 1973 г.), задушевно сти, предполагающей ответное наше сопе реживание, как кажется, мешает здесь откровенное, со знанием дела, «анатомиро вание» живой души, произведенное чуть ли не с помощью электронного микроскопа. Выдав, казалось бы, прочувствованную де кларацию («Все мы братья»), автор тут же бежит от какого бы то ни было пафоса, как бы прячется в скорлупе некоей рас судочности, рационализма. Но это — первое и обманчивое ощуще ние. Процитируем первую строфу того же стихотворения: Ходим, дышим, глаз таращим На воду, на облака. Хорошо нам, Состоящим Из молекул ДНК. Вот в чем дело! Рассудочность в стихах Г. Карпунина на поверку оказывается мшимой. Ведь строки эта, несомненно, иро ничны и даже самоиршшчны. Особенность же поэтического «почерка» Г. Карпунина состоит в том, что ирония и самоирония автора — по-своему серьезны, и та доля правды, которая, как говорят, есть в каж дой шутке, в стихах поэта особенно вели ка и значима. Запомнить все на свете звуки: что было тише, что звончей. Лицо твое, и грудь, и руки — все вызубрить. До мелочей. Вобрать в себя и день, и вечер, и небо, ставшее алеть. Вкус губ, цвет глаз и теплый ветер твоих волос — запечатлеть. Эта добротные строки из стихотворения о любви не стоит, конечно, переоценивать, но нельзя и не отметить здесь тонкого те матического параллелизма, постепенно на растающего и гармонически завершенного в поэтическом образе «теплый ветер твоих волос», нельзя не почувствовать необычно сти, неожиданности в общем контексте строк глагольной формы «вызубрить». Стихи примечательны тем, что автор дальше, в следующих строчках как бы на меренно снижает тему, опять-таки чуть иронизируя над своим лирическим героем, но тем-то и достигает неожиданного эффек та поэтической выразительности. Ну, хорошо, «вызубрить», «запечатлеть», — а что еще? А также: а) иметь понятие о голосе, походке; б) не позабыть, какое платье (ткань, цвет) сегодня на тебе. Определить температуру, дыханье, пульс. Стихи сложить. Картину написать. Скульптуру из камня высечь. Пережить все заново, всю эту область любви. Умение нарочито «несерьезными» слова ми, как бы играя и чуть дурачась, сказать вещи серьезные — характерная черта мно гих стихов Г. Карпунина. Канцелярские пункты и подпункты «а)», «б)», казенные словечки типа «как то», «область... любви» и т. д., даже длинный перечень предметов, вопросов, тем, которые надо «освоить» ли рическому герою, — все это начинает «зву чать» в стихотворения, определять его по этическое своеобразие, местами, впрочем, поддающееся пародированию. Интересна и органична концовка стихот ворения: Я. может, глуп под стать мальчишкам. Есть мир. Есть ты. Да сгинет зло!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2