Сибирские огни, 1975, №1

Усиленно давившие на плуг, Приобрели и цвет земли и запах; Мне кажется, что эти две ладони — Два вывернутых земляных пласта, А резко выступающие жилы — Коричневые корни трав. Мысль стиха предельно заострена: не­ прерывное обновление природы, вечный круговорот жизни невозможны без такого рабочего взаимодействия человека и земли: ...Когда же Земля возьмет старинушку совсем,— Два дерева поднимутся могучих. Корнями землю обхватив, ветвями — Небесный свод. Короче говоря. Случится то, что и должно случиться. А если бы такое не случалось. Откуда бы тогда брались деревья? За умышленной, чуть ли не «детской», наивностью последних строк, за кажущей­ ся риторичностью последнего вопроса — глубокая убежденность поэта в закономер­ ности и необходимости именно такого ми­ роощущения, такой жизненной позиции, всецело определяющей и эстетическое кредо автора. В стихотворении «Я видел траву и деревья...» герой Г. Карпунина, уезжая в деревню, надеется привезти отту­ да «охапку стихов»,— «но странно: стихи не писались, ушло вдохновение прочь». Вместо корпения над виршами герой косит сено, спит в шалаше, как бы растворяется «в природе, во всем, что дышало вокруг», и приходит, в конце концов, к выводу: Сначала — природа, а слово Возникнет гораздо поздней. Герой Г. Карпунина, таким образом, соз­ нает. что, только утолив жажду естествен­ ности и гармонии, что разлиты в природе, в труде, можно прикасаться и к духовному освоению мира, одним из инструментов ко­ торого является слово поэтическое... Деревенские, крестьянские корни родо­ словной лирического героя поэта очевидны. Родная природа является для Г. Кар­ пунина пока важнейшей темой. Важней­ шей, но не единственной. В отличие от не­ которых поэтов конца 60-х годов, не выхо­ дивших за пределы деревенской околицы, Г. Карпунин довольно-таки свободен в сво­ их тематических пристрастиях, стремится охватить человеческий мир в целом. Его герой не может не ощутить разительные социальные контрасты века, противостояние различных общественно-политических си­ стем, он ясно осознает всю неустраненнгю еще опасность новых глобальных катаклиз­ мов и потрясений. Оптимизм, с которым он все же вглядывается в будущее, питается его верой в творческие, созидательные си­ лы я возможности человека. Поэт говорит о своей ответственности перед миром и людьми («Великое горе людское становит­ ся горем моим»), радуется тому, что он «не одинок в тревоге за тебя, планета». А в стихотворении «Год активного солнца» признается, что если раньше он как-то не замечал многих, не коснувшихся его лично, человеческих трагедий, «землетрясений» и «штормов», то теперь его отношение круто изменилось: А ежели нынче приемлю Все бедствия эти всерьез, То значит, как дерево в землю, Я в жизнь основательно врос. Важные современные мысли о судьбах земли, мира, человека поэт' развивает свое­ образно, со свойственным ему легким юмором: Быть может, завтра полетишь К чертям со всеми потрохами, А люди заняты, глядишь, И музыкою, и стихами. Моложе дамы быть хотят, Скрывая тщательно морщины, И долго утром тарахтят , Электробритвами мужчины. Вместо того, чтоб лечь пластом. Вместо того, чтоб ахать, охать. Они заботятся о том, Как подобротней дом отгрохать. Однако юмор, идущий от жизнелюбия и душевного здоровья лирического героя, вскоре перекрывается серьезными автор­ скими размышлениями о «единственной правде» — о «жизненной тяге» народа-«ве- сельчака и работяги»: И этой тягой жизнь жива. Жива. И будет жить веками. Вот так же тянется трава, Глядишь — и трескается камень. («Все будет — пепел и зола...») Мир поэзии Г. Карпунина разнолик и многообразен. Мотоциклисты, на лицах ко­ торых «запекалась полночь, солоноватая, как кровь», проносят во мгле «печать ка­ кой-то катастрофы, произошедшей на зем­ ле». Огромная ракета угрюмо втягивается в лес рано утром, когда «мир был тонко­ стями занят, такими, как: заря, роса...». «Блуждающие огоньки» в глазах люби­ мой — «быть может, это в небесах летели звезды, приближались и в запрокинутых глазах твоих, как в море, отражались... Или неведомые мне души какие-то порывы блуждали в темной глубине, фосфоресци­ руя, как рыбы...». Даже беглое обозначение основных тем. идей, образов второго сборника Г. Карпуни­ на ясно показывает полнейшую несостоя­ тельность сравнительно недавнего заявле­ ния рецензента «Литературного обозрения» Вл. Залещука: «Попытка расширения кру­ гозора, освоения новых тем, предпринятая во втором сборнике (1969), успеха, на мой взгляд, поэту не принесла. Словно оробел он перед открывшейся вдруг сложностью и противоречивой пестротой огромного мира» («Литературное обозрение», 1974, № 2, стр. 40). Нет нужды подробно опровергать Вл. За­ лещука: предоставим слово более серьезно­ му исследователю современной поэзии — Ал. Михайлову, который сразу же после выхода книги Г. Карпунина писал, цитируя те же стихи, что приведены и в этой статье: «...Геннадий Карпунин смотрит на жизнь... с верой в добро и справедливость,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2