Сибирские огни, 1975, №1
Мы сели в газик и поехали по улицам Усть-Кута, мимо станции Лена и О сетров ского речного порта, по большаку вдоль притихшей реки, от которой веяло сзежестью и широтою лежащих по ту сторону пространств. За Усть-Кутом возникла свежая насыпь, первые сотни метров железнодорожного полотна, отсыпанного и утрамбованного механизированной колонной, которая чуть в стороне разбила временный лагерь с легкой изгородью, обозначившей границы ма шинного парка и склада горюче-смазочных материалов. Мы остановили газик и выш ли. С насыпи виден карьер под горой, где бульдозер черпает ковшом породу, ссыпа ет ее в самосвалы, самосвалы несутся по ухабам к земляному полотну, а здесь, да леко перед нами, самоходные тяжелые катки трамбуют насыпь под верхнее строение железной дороги. Подошли механизаторы, мы познакомились и разговорились. Их семьи еще в пу ти, некуда забирать, щитовые домики пока строятся, все же не так просто совместить проходку насыпи и строительство поселка, а приходится делать это параллельно. Смотрю на новых знакомых и думаю о прекрасном племени строительных кочевников и об их семьях, разбросанных по сибирской земле и еще издали узнающих друг дру га по сдержанности, по пониманию других людей, по непритязательному образу жиз ни и еще по готовности в любой момент снова поднять якоря. И когда встречаешь их теперь на новой магистрали, далеких от суеты и поглощенных вечно неотложной ра ботой, то ясно видишь, что и эту великую стройку подпирают их проверенные надеж ные плечи. Насыпь обрывается у приленской деревушки Якурим, основанной в конце X V II ве ка, а потом известной в роли крупной почтовой станции. Н. Щукин, современник А. С. Пушкина, совершивший примерно полтораста лет назад путешествие по реке, писал, что в этой деревне «суда, идущие вверх по Лене из Якутска, оставляются, и тяжести перегружают в другие мелкие суда, которые тянутся до Качуга уже лошадями». С ей час в Якуриме 56 хозяйств, 230 жителей, русские и украинцы. Слышится та и другая речь, но суть всех разговоров сводится к одному: надо торопиться оставить деревню, ее скоро снесут, она оказалась на пути новой магистрали. Были деревенские сходы, долгие и шумные, старики упрямились, не хотели покидать землю , где родились и вы росли. Мы, говорили, здесь жили и будем жить! В конце концов, уговорили их, и тогда одни захотели взять деньгами, другие пожелали квартиру на новом месте. По деревне нас провожает Неля Маркова, председатель исполкома Якуримского сельсовета, доживающего последние дни. У Нели муж, двое детей, ее изба оказалась ближе других к полотну, прямиком на оси железной дороги, и будет снесена первой. Мощные бульдозеры стоят за околицей, уже готовые с ревом наступать на деревню ... Неля собралась к отъезду, ждут квартиру в соседнем поселке, и ей не жалко остав лять эти места. Тут улицы, говорит она, шириною в десять шагов, каждый год стелили деревянные тротуары и снова ломали их. Надоело в узости жить! На новом месте, ожидает она, все будет иначе, лучше. На некопаных огородах уже стоит вода в глубоких следах от гусениц, пустеют якуримские избы одна за другой, открывают дорогу земляному полотну, которое с каждым днем все ближе к мостовому переходу через Лену. За Якуримом разбит табор мостоотряда № 5. Машинный двор, складские поме щения, полевые вагончики, меж которыми на веревке сушится белье, окрашивая мо торизованный островок теплотою человеческого жилья. Уже по компактности табора можно было судить, что мостовики тут собрались опытные, не в первый раз им раз ворачивать работы на новом месте. Мы с Краснощековым присели на ступеньки у ва гончика, в круг дымивших папиросами хозяев, и скоро узнали, что почти у всех из от ряда за плечами мосты через Енисей, Обь, Иртыш. Но на тех реках и прежде сущ е ствовали крупные мосты. Гулкие металлические фермы легли на каменные опоры поч ти сто лет назад при прокладке Сибирской железной дороги и до сих пор надежно не сут свою службу, звеня под поездами, связавшими Европу и Азию. Лена не знала мостов. Мы идем к берегу, подняв от ветра вороты плащей, и наблюдаем, как бухает ко пер, вколачивая а сырую землю сваи под первую опору моста. Я смотрю на темную холодную воду и представляю три бетонированные опорные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2