Сибирские огни, 1975, №1
нов), постепенно освоив опыт предшествен ников, развиваются в том же русле, решают те же задачи, что и вся наша поэзия. Влече ние к «корням и истокам», свойственное ча сти наших поэтов и явившееся своеобразной реакцией на эпоху НТР, имело, между про чим, и то положительное значение, что поро дило обостренный интерес к традициям рус ской классики. В то же время стремление по-новому понять и объяснить быстроме- няющи'йся мир привело к усилению анали тического начала в современной поэзии. Че ловек с его многообразными, сложными и противоречивыми связями и отношениями с миром и обществом, его породившим, встал в центр поэтического зрения... Все эти и Многие другие веяния времени пытается отразить поэтическое поколение, к которому принадлежит Геннадий Карпу нин. Поэты этого поколения работают в ли тературе добрый десяток лет, и работают профёсеионально. Не пора ли текущей ли тературной критике уже не ограничиваться краткими рецензиями на их книги да упо минаниями их имен в обзорных статьях, а начать более или менее обстоятельный_ раз говор о каждой конкретной поэтической ин дивидуальности, ежели ко дню сегодняш нему она того заслужила?.. Тематически первая маленькая книжка Г. Карпунина «Благодарю за эту встречу» (1966) была не очень разнообразной: в ней, как и у большинства начинающих поэтов, преобладали стихи о родной природе, о дет стве. Об ясности, отчетливости образной ткани стихов можно было судить по пер вым же строфам первого стихотворения, от крывшего сборник: В моих лесах пеньки подобны тронам. И кажется: дрожат они, когда По мураве, по муравьиным тропам Змеиные грохочут поезда. В лугах звенит-поел’ сенокосилка. А по цветам, невиданной красы. Проносится зеленая кобылка. Подкованная каплями росы... Уже тогда молодому поэту, при доста точно богатом воображении, способном на самые неожиданные переосмысления и ассо циации, была свойственна недюжинная зор кость, «цепкость» художнического видения мира. Именно отдельные образные детали прежде всего привлекали внимание читате ля своей пластичностью, рельефностью. Иногда одна такая удачно найденная де таль тянула за собой последовательную ас социативную цепочку остальных и рождала, в конце концов, более или менее органич ный поэтический сплав. Но тут-то автор не всегда умел вовремя и незаметно убрать «строительные леса», и получалось: «зда ние» стихотворения вроде бы уже вполне готово, но видно, как оно построено. Таково, к примеру, стихотворение «Черно зем». Человек выходит на необозримые •— до горизонта,—только что распаханные по ля, и кажутся они ему гигантской земной грампластинкой: «Земля вращается, черна, как будто грампластинка». Деталь сама по себе, как видим, довольно зримая, точная. 10 . Сибирские огни № 1 . Но... дальше уже начинается тонкая техно логия «делания стиха». Как, чем должен чувствовать себя чело век на этой вращающейся земной «грам пластинке»? Естественно: «Я на дороге. Как игла на звуковой дорожке!» «Пластинка» умелой версификации закрутилась, и — «вот сейчас начнется... песенка... бесхитрост ная, напрямки. Про напряженье суток и про ночные огоньки мужицких самокруток. Насквозь о хлебе золотом, о предстоящем лете, короче, песенка о том, как мы живем на свете». А вот более сложная и интересная поэти ческая зарисовка: За печкой тарахтел сверчок. Легли, уснули домочадцы. Но не закрылись на крючок — Иначе бы не достучаться. Плыл сумрак. Л егок и лилов. Он сердце наполнял отрадой. От свежевымытых полов Тянуло теплою прохладой. Врывались изредка лучи Машины, мчавшейся куда-то. Тогда на лавке у печи Был виден старый сепаратор. И как летелось по стене Окну, цветам и занавескам!.. Но гасли фары в стороне, Все делалось опять нерезким. И засыпал я на заре В тиши родительского крова. И слышал я, как на дворе Дышала теплая корова. (« У родителей в гостях»). Печка... Сверчок... Свежевымытые полы... Старый сепаратор... Корова... Все говорит об устойчивости, основательности, прочно-' сти крестьянского быта, о людях труда буд ничного, привычного, повседневного и — нелегкого. Потому и спят здесь так, что не вдруг достучишься. Но этот налаженный, упорядоченный быт, эта крестьянская изба не отгорожены от большого и тоже работя щего внешнего мира, который мчится впе ред, подобно машине, освещая своими луча ми деревню, дом, где живут труженики земли, — ту маленькую родину лирическо го героя, без которой нет большой нашей Родины... В стихотворении «У родителей в гостях» за всеми этими тонко, но четко прочерчен ными штрихами, за весомыми поэтическими деталями проглядываются, а точнее ска зать, угадываются и судьбы, и характеры людей, и вся сложность жизни. Однако са мый характер человека, его внутренний мир еще не схвачен поэтом, не воплощен в жи вых, психологически убедительных образах. В сборнике «Стихотворения» (Ш69) Г. Карпунин делает плодотворную попытку оовоения новых тем и более глубокого по стижения характера своего современника - труженика. В стихотворения «Громаднейшие руки старика...» автор резко подчеркивает «поч венность», нерасторжимую связь, полней шую слитность героя с родной землей, ос нованную на их извечном прудовом взаимо действии: ... Вот эти руки. Мослы, обтянутые черной кожей. Потрескавшейся, будто бы земля От солнца беспощадного.— вот эти Крестьянские натруженные руки,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2