Сибирские огни, 1975, №1

нов), постепенно освоив опыт предшествен­ ников, развиваются в том же русле, решают те же задачи, что и вся наша поэзия. Влече­ ние к «корням и истокам», свойственное ча­ сти наших поэтов и явившееся своеобразной реакцией на эпоху НТР, имело, между про­ чим, и то положительное значение, что поро­ дило обостренный интерес к традициям рус­ ской классики. В то же время стремление по-новому понять и объяснить быстроме- няющи'йся мир привело к усилению анали­ тического начала в современной поэзии. Че­ ловек с его многообразными, сложными и противоречивыми связями и отношениями с миром и обществом, его породившим, встал в центр поэтического зрения... Все эти и Многие другие веяния времени пытается отразить поэтическое поколение, к которому принадлежит Геннадий Карпу­ нин. Поэты этого поколения работают в ли­ тературе добрый десяток лет, и работают профёсеионально. Не пора ли текущей ли­ тературной критике уже не ограничиваться краткими рецензиями на их книги да упо­ минаниями их имен в обзорных статьях, а начать более или менее обстоятельный_ раз­ говор о каждой конкретной поэтической ин­ дивидуальности, ежели ко дню сегодняш­ нему она того заслужила?.. Тематически первая маленькая книжка Г. Карпунина «Благодарю за эту встречу» (1966) была не очень разнообразной: в ней, как и у большинства начинающих поэтов, преобладали стихи о родной природе, о дет­ стве. Об ясности, отчетливости образной ткани стихов можно было судить по пер­ вым же строфам первого стихотворения, от­ крывшего сборник: В моих лесах пеньки подобны тронам. И кажется: дрожат они, когда По мураве, по муравьиным тропам Змеиные грохочут поезда. В лугах звенит-поел’ сенокосилка. А по цветам, невиданной красы. Проносится зеленая кобылка. Подкованная каплями росы... Уже тогда молодому поэту, при доста­ точно богатом воображении, способном на самые неожиданные переосмысления и ассо­ циации, была свойственна недюжинная зор­ кость, «цепкость» художнического видения мира. Именно отдельные образные детали прежде всего привлекали внимание читате­ ля своей пластичностью, рельефностью. Иногда одна такая удачно найденная де­ таль тянула за собой последовательную ас­ социативную цепочку остальных и рождала, в конце концов, более или менее органич­ ный поэтический сплав. Но тут-то автор не всегда умел вовремя и незаметно убрать «строительные леса», и получалось: «зда­ ние» стихотворения вроде бы уже вполне готово, но видно, как оно построено. Таково, к примеру, стихотворение «Черно­ зем». Человек выходит на необозримые •— до горизонта,—только что распаханные по­ ля, и кажутся они ему гигантской земной грампластинкой: «Земля вращается, черна, как будто грампластинка». Деталь сама по себе, как видим, довольно зримая, точная. 10 . Сибирские огни № 1 . Но... дальше уже начинается тонкая техно­ логия «делания стиха». Как, чем должен чувствовать себя чело­ век на этой вращающейся земной «грам­ пластинке»? Естественно: «Я на дороге. Как игла на звуковой дорожке!» «Пластинка» умелой версификации закрутилась, и — «вот сейчас начнется... песенка... бесхитрост­ ная, напрямки. Про напряженье суток и про ночные огоньки мужицких самокруток. Насквозь о хлебе золотом, о предстоящем лете, короче, песенка о том, как мы живем на свете». А вот более сложная и интересная поэти­ ческая зарисовка: За печкой тарахтел сверчок. Легли, уснули домочадцы. Но не закрылись на крючок — Иначе бы не достучаться. Плыл сумрак. Л егок и лилов. Он сердце наполнял отрадой. От свежевымытых полов Тянуло теплою прохладой. Врывались изредка лучи Машины, мчавшейся куда-то. Тогда на лавке у печи Был виден старый сепаратор. И как летелось по стене Окну, цветам и занавескам!.. Но гасли фары в стороне, Все делалось опять нерезким. И засыпал я на заре В тиши родительского крова. И слышал я, как на дворе Дышала теплая корова. (« У родителей в гостях»). Печка... Сверчок... Свежевымытые полы... Старый сепаратор... Корова... Все говорит об устойчивости, основательности, прочно-' сти крестьянского быта, о людях труда буд­ ничного, привычного, повседневного и — нелегкого. Потому и спят здесь так, что не вдруг достучишься. Но этот налаженный, упорядоченный быт, эта крестьянская изба не отгорожены от большого и тоже работя­ щего внешнего мира, который мчится впе­ ред, подобно машине, освещая своими луча­ ми деревню, дом, где живут труженики земли, — ту маленькую родину лирическо­ го героя, без которой нет большой нашей Родины... В стихотворении «У родителей в гостях» за всеми этими тонко, но четко прочерчен­ ными штрихами, за весомыми поэтическими деталями проглядываются, а точнее ска­ зать, угадываются и судьбы, и характеры людей, и вся сложность жизни. Однако са­ мый характер человека, его внутренний мир еще не схвачен поэтом, не воплощен в жи­ вых, психологически убедительных образах. В сборнике «Стихотворения» (Ш69) Г. Карпунин делает плодотворную попытку оовоения новых тем и более глубокого по­ стижения характера своего современника - труженика. В стихотворения «Громаднейшие руки старика...» автор резко подчеркивает «поч­ венность», нерасторжимую связь, полней­ шую слитность героя с родной землей, ос­ нованную на их извечном прудовом взаимо­ действии: ... Вот эти руки. Мослы, обтянутые черной кожей. Потрескавшейся, будто бы земля От солнца беспощадного.— вот эти Крестьянские натруженные руки,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2