Сибирские огни, 1975, №1
шет, расположенный на Транссибирской железной дороге, а конечным — Советская Гавань у Татарского пролива. Общая протяженность, по расчетам тех лет, была опреде лена в 4341 километр. На X V III съезде партии было объявлено, что Советский Союз приступил к строи тельству Байкало-Амурской магистрали. Чтобы обеспечить разворот работ на новой трассе, решили вначале проложить не сколько меридиональных путей от Транссибирской магистрали на север, к тем районам, по которым пойдет БАМ : от Волочаевки до Комсомольска-на-Амуре, от У prana до Из вестковой, от станции Бам до Тынды. На двух последних уложили рельсы. Но в годы Отечественной войны рельсы пришлось снять и отправить под Сталинград для соору жения оборонных железных дорог. В 1943 году началось срочное сооружение восточного участка от Комсомольска до Созетской Гавани, и скоро по этой дороге протяженностью 454 километра, построенной небывало быстрыми темпами, пошли первые поезда, пробуждая производительные си лы близлежащих районов Дальнего Востока. В 1946 году стали строить западный участок Байкало-Амурской магистрали от Тай шета до станции Лена длиною 700 километров. Эту дорогу начинали было возводить еще в 1938 году, но только после войны появилась возможность быстро и собранно развернуть крупное строительство. Уже в начале июля 1951 года участок приняли во временную эксплуатацию. Новой магистрали суждено было сыграть огромную роль в освоении природных ресурсов среднего Приангарья, в сооружении Братской ГЭС и обширного террито риально-производственного комплекса. Осталось соединить станцию Лена через север Байкала с Комсомольском-на-Амуре. — ...Граждане пассажиры, до отправления поезда № 14 осталось две минуты. Повторяю... Военный оркестр понял эти слова, как сигнал к наступлению, и над перроном, всех оглушая, загремела веселая песня каюра, обещающего своей подруге увезти ее в тунд ру, увезти к седым снегам. Герман Ким стоит на подножке вагона и с любопытством смотрит на суету, подчеркнутую слепящим блужданьем прожекторов. Я подхожу к нему пожать на прощание руку. «Но на этом участке мы же будем первыми? — Он еще не теряет надежды.— Хотя бы как строители!». Мне нечем его утешить. Я-то знаю, кого следует назвать первыми строителями БАМа 70-х годов. 10 января 1974 года десант строительно-монтажного поезда 266, закончив работы на Усть-Илиме, отправился из Усть-Кута на гусеницах да на полозьях по глубокому, че ловеку по пояс, нетронутому белому снегу, прошел по льду Лену, прорубил в тайге просеку, свалив по обе стороны от нее вековые сосны, и ровно через месяц вышел на 64-й километр будущей трассы. Здесь, на берегу речушки Таюры, где чудом сохрани лось древнее охотничье зимовье, была намечена первая железнодорожная станция магистрали. Д есан т— пять мощных бульдозеров и 4 вагончика — возглавлял начальник строи тельно-монтажного поезда П. П. Сахно, один из ветеранов «Ангарстроя», а с ним шли его девятнадцать друзей, испытанных на прежних сибирских трассах: бульдозеристы Александр Почежерцев, Николай Никонов, Николай Шапелич, Яков Вебер... И когда после трудного перехода, пробиваясь по льду речек и по тайге, по два-три километра в сутки, десант вышел, наконец, на заданную точку, прямо к зимовью, когда установи ли первую палатку, затопили железную печь и протянули к ней задубевшие ладони, Сахно устало обвел всех взглядом и вздохнул: «Граждане пассажиры, до отправления первого поезда осталось восемь лет...» ...Впрочем, я тут, конечно же, не прав. Зря в эти минуты, отрешившись от царяще го на перроне праздника, позволяю памяти брать верх над впечатлениями этого прек- расного апрельского вечера. Вот-вот бесшумно тронется поезд, разъединяя руки, сей час протянутые из тамбуров и окон к перрону и от перрона — к окнам и тамбурам, за мелькают таблички «Москва — Лена», «Москва — Лена», и расцвеченный флагами поезд скроется в подмосковной полночи, устремляясь к востоку, уже окрашенному утрен ней зарей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2